Типы и основные параметры поршневых двигателей

26/03/2012 в 10:22

В настоящее время заводы выпускают большое количество разнообразных двигателей внутреннего сгорания. Разработан перспективный план развития отечественного дизелестроения, который предусматривает значительное снижение себестоимости производства при по-гышении серийности выпуска и более широкой специализации дизе-лестроительных заводов.

По числу и расположению цилиндров дизели каждого типа разделяются на модели. Каждая модель может быть выполнена в нескольких модификациях, которые отличаются друг от друга номинальной частотой вращения, степенью наддува, назначением и комплектацией. Под типом понимают семейство моделей и модификаций дизелей одной тактности и размерности (диаметр цилиндров и ход поршня), имеющих общность конструктивных форм.

К основным параметрам двигателя относят цилиндровую мощность, частоту вращения коленчатого вала, конструктивное исполнение (тактность, наличие наддува), среднее эффективное давление, число цилиндров. Кроме того, учитывают удельный расход топлива, расход масла на угар и удельную массу двигателя. В табл. 5 приведены типы и основные параметры дизелей (стационарных, судовых, тепловозных и промышленных).

В соответствии с ГОСТ 4393-74 условные буквы и цифры в обозначениях дизелей означают: Ч - четырехтактный, Д - двухтактный, ДД- двухтактный двойного действия, Р - реверсивный, С - с реверсивной муфтой, П - с редукторной передачей, К - крейцкопфный, Г - газовый, Н - с наддувом; первая цифра - число цилиндров, число над чертой - диаметр цилиндра, под чертой - ход поршня.

Отсутствие н условном обозначении буквы К или Р означает, что Дизель - тронковый или нереверсивный. Например, дизель 12ЧН j8120 - двенадцатицилиндровый, четырехтактный с газотурбинным наддувом, диаметром цилиндра 18 см и ходом поршня 20 см.

В нашей стране создаются новые, высокоэкономичные дизели, об-лааающие большими межремонтными сроками службы, а также высокими степенями наддува. В результате дальнейшего совершенствования конструкций дизелей снижаются эксплуатационные расходы, а также затраты на их обслуживание и ремонт. Значительно сокращается количество дублирующих друг друга дизелей, однако сохраняется преемственность в производстве серийных дизелей, которые удовлетворяют высоким эксплуатационным требованиям

В перспективном ряду дизелей можно выделить четыре характерные группы:

первая - состоит из пяти типов (с 1-го по 5-й) обычной конструкции с повышенной частотой вращения коленчатого вала, используемых для стационарных, передвизхных и судовых электрогенераторов, а также на транспортных и промышленных установках; три типа этой группы базируются на дизелях новой конструкции (1-й тип - 49, 5110, 4-й - ЧН 21121, 5-й - ЧН 24127), а два - на модернизированных серийных (2-й тип ЧН 12114 и 3-й - ЧН 15118);

вторая -состоит из трех типов (6, 7 и 8-го) с повышенной частотой вращения и облегченной конструкцией (V-образные и многорядные), используемых во многих отраслях промышленности;

третья - состоит из десяти типов (с 9-го по 18-й ) тронковых дизелей со средней частотой вращения коленчатого вала, предназначенных для привода стационарных и судовых электрогенераторов и компрессоров для перекачки газа; дизели 10, 17 и 18-го типов являются двухтактными;

четвертая - состоит из шести типов (с 19-го по 24-й) крейцкопфных дизелей судового назначения с небольшой частотой вращения.

Допускается изготовление модификации дизелей, имеющих частоту вращения коленчатого вала, среднее эффективное давление и число цилиндров большие, чем указано в табл. 5. В табл. 6 и 7 приведены основные параметры тракторных и автомобильных двигателей.

Семейство дизельных двигателей воздушного охлаждения типоразмера 10,5112 пополнится новыми многоцилиндровыми моделями. Основными моделями останутся двух- и четырехцилиндровые дизели. Взамен дизеля Д-21 будет освоено производство дизеля Д-120 мощнос-стыо 22 кВт, а вместо четырехцилиндрового Д-37Е - дизель Д-144 мощностью 53,2 кВт с газотурбинным наддувом.

Семейство дизельных двигателей жидкостного охлаждения типоразмера 11112,5 представлено вихрекамерным дизелем Д-50, который в ближайшее время будет снят с производства, и дизелем Д-240 с непосредственным впрыском, который займет главное положение в выпуске. Налаживается производство четырехпнлнндрового дизеля Д-240Т и шестицилиндрового Д-260 с газотурбонаддувом. На этих дизелях будут установлены новые высокоэффективные агрегаты - бессопловые масляные центрифуги, электрофакельный предпусковой подогрев, воздухоочистители с бумажным фильтрующим элементом и др.

Семейство дизелей типоразмера 12114 для тракторов и комбайнов включает дизели СМД-14 и будет развиваться в направлении замены вихрекамерных дизелей на двигатели СМД-14Н с непосредственным впрыском топлива. Кроме того, будут выпускаться комбайновые модификации СМД-17К и СМД-20 с турбонаддувом.

Семейство дизелей типоразмера 13111,5 для энергонасыщенных тракторов состоит из нескольких модификаций V-образных шестицилиндровых дизелей СМД-60, СМД-62, СМД-64. Разрабатываются форсированные модификации шестицилиндровых двигателей СМД-72, СМД-78 и восьмицилиндрового СМД-81, на котором предусматриваются воздухоочиститель с индикатором засоренности, закрытая система охлаждения с термостатом и т. д.

Семейство дизелей типоразмера 13114 представлено четырехцилиндровым А-41 и шестицнлиндровым рядным двигателем А-01, который в настоящее время разрабатывается, а семейство дизелей типоразмера 14,5120,5 для промышленных тракторов - четырехцилиндровым Д-130 и шестицилиндровым Д-180, которые имеют высокую надежность, экономичность и хорошие эксплуатационные качества в специфических условиях эксплуатации промышленных тракторов. Их производство Гудет продолжено в десятой пятилетке.

Создается впервые в мировой практике новое семейство дизелей воздушного охлаждения типоразмера 15116 для мощных промышленных тракторов, которое будет состоять из V-образных восьми- и двенад-цатппилиндровых дизелей 8ДВТ-300, 8ДВТ-400 и 12ДВТ-600.

В настоящее время создается семейство дизелей жидкостного охлаждения типоразмера 16,5 16 для особо мощных промышленных тракторов, которое будет включать две модели восьми- и двенадцатицилиндровых V-образных дизелей мощностью 442 и 735 кВт.

Еще по теме

  • Классификация электроагрегатов с карбюраторными и дизельными двигателями
    Электроагрегат представляет собой комплексную установку, состоящую из двигателя внутреннего сгорания и генератора, которые смонтированы на общей раме и укомплектованы щитом управления и вспомогательным оборудованием. Электроагрегаты делятся на передвижные, стационарные и судовые. Передвижные электроагрегаты устанавливают на автомобильных прицепах, в кузовах автомобилей, на железнодорожных платформах и выполняют на базе карбюраторных двигателей и[..]
  • Дизели СМД
    Дизели СМД представляют собой четырехтактные о вихрекамерным смесеобразованием четырехцилиндровые двигатели водяного охлаждения, которые применяют на передвижных электростанциях и на многих других установках и машинах. На рис. 171, а показан общий вид дизельного двигателя СМД-14, остов которого образуют блок-картер 10, головка 2 цилиндров, картер 9 маховика и картер 16 распределительных шестерен.[..]
  • Техническое обслуживание пусковых устройств
    Баллоны для сжатого воздуха. В процессе эксплуатации у баллонов для сжатого воздуха изнашиваются детали головок (арматура). Износ самих баллонов незначителен, но они загрязняются маслом и различными отложениями. Переборку головки баллона с заменой изношенных деталей проводят 1 раз в 3 года и при испытании баллона через каждые 6 лет. При переборке[..]