Дизели СМД

14/05/2011 в 12:13

Дизели СМД представляют собой четырехтактные о вихрекамерным смесеобразованием четырехцилиндровые двигатели водяного охлаждения, которые применяют на передвижных электростанциях и на многих других установках и машинах.

На рис. 171, а показан общий вид дизельного двигателя СМД-14, остов которого образуют блок-картер 10, головка 2 цилиндров, картер 9 маховика и картер 16 распределительных шестерен. На двигателе размещены топливный насос 14 высокого давления, форсунки 4, топливные фильтры грубой 15 и тонкой 6 очистки, пусковой двигатель 8 и маслозаливная горловина 12. В передней части двигателя расположены водяной насос 1 и вентилятор 18, а сверху на головке 2 цилиндров смонтированы впускной коллектор 5 с предпусковым подогревателем 7 и водоотводящая трубка 3. Блок картер закрыт снизу поддоном 11, к которому приварены маслосливной штуцер с резьбой под пробку и трубка для масломерной линейки 13.

Дизели СМД Дизели СМД

Рис. 171. Дизель СМД-14: а -общий вид, б - поперечный разрез; 1 - водяной насос, 2 - головка цилиндров, 3 - во-доотводящая трубка, 4 - форсунка, 5 - впускной коллектор, в и 15 - фильтры тонкой я грубой очистки топлива, 7 - подогреватель, 8 - пусковой двигатель, 9 и 16 - картер маховика и распределительных шестерен, 10 - блок-картер, 11 - поддон картера, 12 - масло-заливная горловина, 13 - мзсломерная линейка, 14 - топливный насос высокого давления, 17 - счетчик мото-часов, 18 - вентилятор, 19 - маслозаборник, 20 - масляный насос, 21 - масляные фильтры, 22 - распределительный вал. 23 - толкатель, 24 - штанга толкателя, 25 -гильза цилиндра, 26 - воздухоочиститель, 27 - воздухозаборная труба. 28 - вихревая камера сгорания, 29 - поршень концом в дно толкателя, а верхним - в регулировочный винт коромысла.

Поршень 29 (рис. 171, б), отлитый из алюминиевого сплава, имеет в днище сферическую выемку, которая служит для улучшения смесеобразования. На нижнем торце поршня сделана выточка с острой кромкой, предназначенная для снятия излишков масла с зеркала гиль-8ы 25. На поршне устанавливают три компрессионных и два маслосъемных поршневых кольца.

Шатун выполнен из хромистой стали двутаврового сечения, в его верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна разъемная, ее крышка крепится к шатуну двумя болтами. В нижней головке помещены тонкостенные вкладыши из сталеалюми-ниевой ленты.

Поршневые пальцы - плавающего типа, от осевого перемещения в бобышках поршня они удерживаются стопорными кольцами. В расточках блока-картера 10 установлены четыре вставные гильзы 25 цилиндров мокрого типа, уплотненные в нижней части резиновыми кольцами.

В нижней части блока расположен коленчатый вал, который имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. Коленчатые валы стальные, штампованные или литые чугунные, имеющие на фланцах маховики.

Механизм газораспределения имеет подвесные клапаны, распределительный вал 22 приводится во вращение через шестерни коленчатым валом. При вращении распределительного вала его кулачок поднимает толкатель 23 и его штангу 24, которая упирается нижним

Топливо из бака поступает по топливопроводу в фильтр 15 грубой очистки и далее подается топливоподкачивающим насосом в фильтр 6 тонкой очистки. Последний выполнен из двух фильтрующих элементов, расположенных в отдельных корпусах с общей крышкой. Фильтрующий элемент представляет собой бумажную штору, свернутую в шестнадцатигранную винтовую гармошку и помещенную в картонную обечайку с отверстиями для прохода топлива.

Из фильтра тонкой очистки топливо поступает в топливный насос 14 высокого давления, а оттуда по трубопроводам высокого давления нагнетается к форсункам 4, которые установлены в головке 2 цилиндров. Топливо впрыскивается форсункой в вихревую камеру сгорания 28 при достижении давления 12 МПа.

Для облегчения запуска в холодное время года двигатель снабжен предпусковым подогревателем 7. Воздухоочиститель 26 двигателей циклонный, имеющий две ступени очистки: первую - сухую инерционную с эжекторным удалением пыли выпускными газами, вторую - мокрую фильтрующую.

Первая ступень очистки включает девять циклонов. Воздух поступает в воздухоочиститель по воздухозаборной трубке 27, а после очистки - в цилиндры по впускному коллектору 5.

Дизели СМД имеют комбинированную систему смазки. Под давлением смазывают коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, детали механизма газораспределения и другие детали, а разбрызгиванием - гильзы цилиндров, поршневую группу.

Моторное масло заливают в поддон 11 картера и его уровень контролируют масломерной линейкой 13. Масляный насос 20 засасывает масло из поддона через маслозаборник 19 и сетку и подает его к масляным фильтрам 21. Из корпуса фильтров основной поток масла направляется к масляному радиатору и затем к фильтру грубой очистки. Остальная часть масла (около 22%) проходит через фильтр тонкой очистки - реактивную масляную центрифугу, а после нее сливается в поддон картера.

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, состоит из рубашек блок-картера и головки цилиндров, насоса, вентилятора и радиатора. Элементы системы охлаждения связаны между собой трубами и дюрнтовыми шлангами.

Еще по теме

  • Масляные насосы
    На большинстве современных двигателей устанавливают шестеренчатые масляные насосы, получившие широкое распространение благодаря их простоте, надежности в работе, равномерности подачи, дешевизне и способности создавать большие давления масла. Двигатели с мокрым картером снабжаются обычно односекционным шестеренчатым насосом. У некоторых дизелей смазку деталей выполняют с помощью многоплунжерного насоса, предназначенного для подачи под высоким[..]
  • Техническое обслуживание ТО-1
    Очистительно-моечные операции. Очищают сетку воздухозаборника, промывают и смачивают маслом кассеты циклонного воздухоочистителя. Прочищают отверстия и щели автоматического сухого пыле-отделителя у инерционно-масляного воздухоочистителя. Снимают поддон воздухоочистителя и промывают съемные элементы, промывают поддон и заливают в него свежее масло. Через одно ТО-1 (120 мото-ч) очищают и промывают фильтр грубой очистки масла и[..]
  • Главная дозирующая система карбюратора
    Главная дозирующая система карбюратора служит для автоматического корректирования состава горючей смеси или компенсации смеси, т. е. для автоматического обеднения горючей смеси по мере увеличения разрежения в диффузоре. Применяют следующие компенсационные системы: с пневматическим торможением топлива, компенсационным жиклером, регулированием разрежения в диффузоре и регулированием проходного сечения жиклера. Система с пневматическим торможением[..]