Примеры выполнения механизмов газораспределения

15/01/2012 в 16:47

Рассмотрим устройство и схему работы быстроходного четырехтактного двигателя с нижним расположением распределительного вала (рис. 49). Клапаны 13 пружиной 14 прижимаются к гнездам в головке. Толкатели 2 опираются на кулачки распределительного вала 1. Если толкатель расположен на цилиндрической части кулачка, то клапан закрыт.

Шестерня 5 коленчатого вала входит в зацепление с промежуточной шестерней 6, которая приводит во вращение шестерню 7, расположенную на распределительном валу. Число зубьев на шестернях подобрано таким образом, что распределительный вал вращается в два раза медленнее коленчатого вала. При вращении распределительного вала толкатели, скользя по кулачкам, перемещаются вверх и передают движение че;;ез штанги коромыслам 17. Коромысло представляет собой рычаг, установленный на специальном валике.

Штанга приподнимает левый конец коромысла, правый его конец опускается при этом вниз, нажимает на клапан, сжимая пружину, и открывает его. Клапан полностью открыт тогда, когда толкатель находится на носке кулачка. При дальнейшем вращении распределительного вала толкатель скользит по кулачку вниз и возвращается в исходное положение. В это время клапан под действием пружины поднимается вверх и плотно закрывает отверстие в головке.

При работе двигателя стержень клапана нагревается и удлиняется, поэтому между клапаном и коромыслом уменьшается зазор. Если между клапаном и коромыслом не будет зазора, стержень клапана упрется в коромысло и клапан полностью не закроется. Величину зазора устанавливают с учетом удлинения при нагревании деталей механизма газораспределения: клапана, штанги и толкателя. Зазор для выпускного клапана берут несколько большим, чем для впускного, так как выпускной клапан при работе двигателя нагревается больше. Регулируется зазор ввинчиванием или вывинчиванием регулировочного винта 16, который фиксируется контргайкой.

Примеры выполнения механизмов газораспределения
Рис. 49. Механизм газораспределения двигателя с нижним расположением распределительного вала: 1 - распределительный вал, 2- толкатели, 3- штанги, 4- втулка распределительного вала, 6 и 7 - шестерни коленчатого вала и привода распределительного вала, в - промежуточная шестерня. 14 и 15 - нижний и верхний наконечники, 9 и 11 - декомпрессионные валик и тарелка, 10- муфта, 12 - контргайка, 13 - клапан, 14- пружина клапана, 16 - регулировочный винт с контргайкой, 17- коромысло

Оси толкателей несколько смещены по отношению середины кулачков распределительного вала, вследствие чего толкатели во время работы не только движутся вверх и вниз, но и вращаются вокруг евоей оси. В результате этого износ тарелок толкателя незначителен и равномерен. В шаровидное углубление в верхней части толкателей упираются нижние наконечники 8 штанг 3.

В нижнюю часть штанги вставлен и приварен к ней наконечник с шаровой головкой, а в верхней - наконечник 15 с чашечкой шаровой формы. К штангам выпускных клапанов приварены резьбовые муфты 10 с навернутыми на них декомпрессионными тарелками 11 и контргайками 12.

Декомпрессионный механизм работает следующим образом. При проворачивании декомпрессионного валика 9 рукояткой его цилиндрическая часть набегает на тарелки, приподнимает штанги выпускных клапанов, открывает эти клапаны и удерживает их в открытом положении. Это позволяет вручную или электростартером провернуть коленчатый вал, так как воздух в цилиндрах не сжимается, а свободно уходит из них.

Декомпрессионным механизмом пользуются при пуске и техническом уходе за двигателем. Во время работы валик декомпрессионного механизма поворачивается и занимает такое положение, что деком-прессионные тарелки находятся против лысок на валике и не опираются на него. Необходимый зазор между тарелками и валиком устанавливают, перемещая вверх или вниз тарелки по муфте 10.

На рис. 50 показан механизм газораспределения с верхним расположением распределительных валов и передачей с помощью промежуточных валиков.

Примеры выполнения механизмов газораспределения

Рис. 50. Механизм газораспределения двигателя с верхним расположением распределительного вала: 1 - верхняя тарелка клапана, 2 и 3 - внутренняя и наружная пружины, 4 - выпускные клапаны, 5 - головка блока, в - регулировочная втулка, 7 - коническая шестерня валика механизма передач, 8 - блок шестерен впускного распределительного вала, 9 - крышка подшипников, 10 - форсунка, 11 - подшипники распределительных валов, 12 и 13 - впускной и выпускной распределительные валы

На головке блока цилиндров расположены два распределительных вала: выпускной 13 и впускной 12. Распределительные валы приводятся во вращение конической шестерней 7 валика механизма передач, которая входит в зацепление с коническим венцом блока 8 шестерен. Чтобы точно регулировать фазы газораспределения, блок шестерен насаживают на регулировочную втулку 6, имеющую на внешней и внутренней поверхностях шлицы.

Открытие выпускных 4 и впускных (на рисунке не показаны) клапанов осуществляется непосредственным воздействием кулачков на верхние тарелки 1 клапанов. Клапаны закрываются под действием сил внутренней 2 и наружной 3 пружин.

Еще по теме

  • Топливоподкачивающие насосы
    Топливоподкачивающий насос предназначен для перекачивания топлива из бака и подачи его к топливному насосу дизеля под повышенным давлением, достаточным для преодоления сопротивления трубопроводов низкого давления и фильтров и обеспечения нормальной работы топливного насоса высокого давления. Повышенное давление топлива препятствует выделению из него пузырьков воздуха, который может привести к нарушению подачи[..]
  • Подготовка к работе
    Техническая эксплуатация двигателей внутреннего сгорания включает в себя обслуживание его во время пуска и работы, ежесменное и периодическое техническое обслуживание. Своевременное тщательное выполнение правил технической эксплуатации позволяет добиться значительной экономии топлива и смазочных материалов, удлинить межремонтный срок работы двигателя и сократить затраты на его ремонт. При эксплуатации конкретного двигателя руководствуются[..]
  • Неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения
    Неисправности кривошипно-шатунного механизма могут быть выявлены в результате наблюдения за работой двигателя. К основным неисправностям двигателя, вызванным нарушением работы кривошипно-шатунного механизма, относят: падение компрессии, детона ционное сгорание и преждевременные вспышки топлива, стуки поршней, пальцев, стуки в шатунных и коренных подшипниках, перегрев двигателя, падение мощности и давления масла в системе смазки,[..]