Техническое обслуживание механизма газораспределения

30/12/2011 в 10:48

Во время эксплуатации возникают различные неисправности в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Изнашиваются рабочие поверхности кулачка распределительного вала и тарелки пружины толкателя, а также сферические наконечники штанг и гнезда в толкателях. Теряют правильную геометрическую форму посадочная поверхность тарелки клапана и его седло. Клапанные пружины становятся короче в результате износа и теряют упругость. Увеличивается осевое перемещение распределительного вала. По этим причинам в механизме газораспределения нарушаются установленные зазоры, что ведет к нарушению в целом работы двигателя.

При увеличении зазора выше допустимого клапан открывается не полностью, что значительно ухудшает наполнение цилиндров свежим зарядом и очистку его от отработавших газов.

Если тепловой зазор в механизме газораспределения уменьшится или появятся отложения нагара на посадочной поверхности тарелки клапана и седле, клапан садится в седло неплотно. Происходит утечка раскаленных газов и обгорание посадочных поверхностей клапана н седла, в результате чего падает компрессия в цилиндре и снижается мощность двигателя. Потеря упругости клапанными пружинами снижает усилия прижатия клапанов к седлам.

Техническое обслуживание механизма газораспределения состоит в проверке и регулировке теплового зазора между клапанами и бойками коромысел, проверке и восстановлении герметичности клапанов и проверке и регулировке осевого перемещения распределительного вала.

Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме. Зазоры в клапанном механизме проверяют щупами, которые представляют собой наборы стальных пластин различной толщины, обычно это набор № 2 и 17 пластин толщиной от 0,02 до 0,5 мм.

Предварительно проверяют затяжку гаек шпилек головки цилиндров и стоек клапанных коромысел и при необходимости подтягивают. Затем поршень первого цилиндра устанавливают в в. м. т. в такте сжатия и щупом проверяют фактический зазор у впускного и выпускного клапанов этого цилиндра. Щуп должен проходить через зазор при небольшом усилии руки. Если величина зазоров не соответствует требуемой для данного двигателя, производится их регулировка (рис. 51), для чего отворачивают ключом 5 контргайку 2 регулировочного винта 4. Придерживая ключом контргайку, отверткой 3 вывинчивают регулировочный винт, если нужно увеличить зазор, и ввинчивают, если его необходимо уменьшить.
Техническое обслуживание механизма газораспределения

Рис. 51. Регулировка зазора между клапаном и бойком коромысла: 1 - щуп, 2 - контргайка, 3 - огверта, 4 - регулировочный винт, 5 - ключ

После этого закрепляют регулировочный винт контргайкой и вновь проверяют зазор. Не вынимая щупа, поворачивают рукой штангу и убеждаются в неизменности зазора и отсутствии кривизны штанги.

Регулировку клапанов других цилиндров проводят в порядке работы цилиндров двигателя. На рис. 52 показано приспособление для регулировки зазоров клапанов, которое состоит из отвертки 1 и жестко насаженной на нее втулки 4 с лимбом 3, закрепленным свободно на стержне отвертки. Осевое перемещение втулки с лимбом предотвращается стопорным кольцом. Лимб служит для установления требуемых зазоров между клапанами и коромыслами, на нем нанесены деления, соответствующие величине зазоров у двигателей различных марок. Регулировку зазоров клапанов выполняют следующим образом. Гаечным ключом отпускают контргайку регулировочного винта, отвертку 1 устанавливают в прорезь регулировочного винта и заворачивают винт до еоприкосновения бойка коромысла с торцом стержня клапана, т.е. устраняют аавор между клапаном и коромыслом. Затем, придерживая рукой диск 2, поворачивают втулку 4 до совмещения нулевой отметки соответствующей шкалы лимба с риской диска.

Техническое обслуживание механизма газораспределения

Рис. 52. Приспособление для регулировки зазоров клапанов: 1 - отвертка, 2 - диск, 3 - лимб, 4 - втулка

Зафиксировав положение диска, поворачивают отвертку против часовой стрелки до совпадения риски на диске 2 с делением шкалы, обозначающим величину требуемого зазора между бойком коромысла и стержнем клапана. Далее затягивают гаечным ключом контргайку регулировочного винта.

Регулировка декомпрессионного механизма. Регулировку механизма осуществляют различными способами в зависимости от его конструкции. В механизмах, действующих на толкатель, проверяют правильность сборки. В декомпрессионных механизмах, действующих на коромысло, проверяют и регулируют зазор между штангой декомпрессора и коромыслом при выключенном механизме. При включенном декомпрессионном механизме поршни двигателя при прокручивании коленчатого вала не должны соприкасаться с клапанами.

Притирка клапанов. Перед притиркой клапаны и их гнезда тщательно очищают и промывают керосином. Притирают клапаны специальной пастой, которую наносят равномерным слоем на посадочную поверхность гнезда. Ставят пружину 1 (рис. 53) на выступ втулки клапана и вставляют клапан 2. Притирку производят коловоротом 3 короткими поворотами вправо с одновременным легким нажатием, при повороте налево клапан слегка приподнимают и не притирают. Непрерывными круговыми движениями коловорота клапан притирать нельзя. Притирку заканчивают тогда, когда на посадочных поверхностях тарелки клапана и гнезда появляется сплошная матовая полоска.

Техническое обслуживание механизма газораспределения

Рис. 53. Притирка клапанов вручную: 1 - пружина, 2 - клапан, 3 - коловорот

Качество притирки проверяют заливкой керосина в впускные и выпускные окна при собранных клапанах. Керосин не должен просачиваться через клапаны в течение 5 мин. Качество притирки можно также проверить «на краску» или мелом. На посадочную поверхность гнезда наносят краску или мел, затем вставляют клапан и вращают его попеременно по часовой стрелке и против нее под умеренным давлением. Если краска или мел полностью не сотрутся, значит, клапан плохо притерт или погнут.

Регулировка осевого перемещения распределительного вала. На многих двигателях ее производят регулировочным винтом, для чего отпускают контргайку регулировочного винта и винт закручивают до упора, а затем отворачивают на 114 или 118 оборота.

Проверка упругости пружин клапанов механизма газораспределения. Эта проверка производится с помощью специального прибора (рис. 54), который состоит из рукоятки 1 корпуса 2, нажимного штифта 3, кольца-фиксатора 4, тарировочной пружины 5 и установочных стоек 6. При проверке упругости пружин с двигателя снимают крышку клапанов и поршень первого цилиндра устанавливают в в. м. т. на такте сжатия. Установочные стойки 6 прибора помещают на тарелку пружины клапана, кольцо-фиксатор 4 устанавливают в верхнее положение. Затем рукой нажимают на рукоятку 1, освобождая тем самым клапан от действия клапанной пружины. По положению кольца-фиксатора на шкале прибора определяют величину упругости пружины в рабочем состоянии. Проверку упругости остальных пружин клапанов производят аналогичным образом в соответствии с порядком работы цилиндров. Пружины, имеющие упругость менее допустимых значений, заменяют новыми.

Техническое обслуживание механизма газораспределения

Рис. 54. Схема прибора для проверки пружин (а) и проверка упругости пружин (б): 1 - рукоятка прибора, 2 - корпус, 3 - нажимной штифт, 4 - кольцо-фиксатор, 5 - пружина, 6 - установочные стойки

Еще по теме

  • Проверка состояния систем впуска и очистки воздуха
    Степень загрязненности воздухоочистителя проверяют по разрежению во впускном трубопроводе. Чем сильнее загрязнен воздухоочиститель двигателя, тем выше разрежение в трубопроводе. Проверяют разрежение обычным V-образным мановакуумметром, если его можно подключить к впускному воздушному тракту. Разрежения измеряют при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Применяют также специальные приборы - индикаторы загрязнения воздухоочистителя, которые[..]
  • Цилиндры
    Цилиндры являются направляющими для поршней. Внутренняя часть цилиндров образует рабочую полость, которая ограничивается днищем поршня и головкой цилиндра. В рабочих полостях совершается рабочий цикл двигателя. Гильзы цилиндров устанавливают в блок-цилиндры. У четырехтактных дизелей блок-цилиндры имеют простую конструкцию коробчатой формы, которая состоит из верхней и нижней досок с отверстиями для установки[..]
  • Система зажигания от магнето
    Магнето предназначено для создания между электродами свечи зажигания электрической искры высокого напряжения, которая воспламеняет рабочую смесь в цилиндрах двигателя. Магнето работает без постороннего источника тока и представляет собой самостоятельный прибор, объединяющий генератор переменного тока низкого напряжения (источник тока) и трансформатор тока высокого напряжения (катушку зажигания). Магнето применяются правого и левого[..]