Картер пли станина

10/03/2012 в 15:25

Картер или станина служит для того, чтобы связать блок-цилиндры с фундаментной рамой и образовать полностью закрытую и непроницаемую для газов и масла полость для кривошипно-шатунного механизма. Конструкция картера или станины зависит от типа двигателя.

Картер пли станина

Рнс. 11. Л-образная станина, установленная на фундаментной раме: 1 - станина, 2 - фундаментная рама

На рис. 11 показана станина 1, состоящая из отдельных А-образных стоек, между которыми размещены цилиндры двигателя. Стойки устанавливают в плоскости рамовых подшипников на фундаментную раму 2. Стойки, имеющие двухтавроеое или коробчатое сечение, крепятся к раме болтами, а сверху жестко связаны блок-цилиндрами, Промежутки между стойками закрыты легкими металлическими щитками. Стойки отливаются из чугуна или делаются сварными.

Наибольшее распространение получили отдельные картеры и блок-картеры. К ним присоединяют цилиндры или блок-цилиндры. Для тронковых двигателей с диаметром цилиндра 200-600 им применяют общий блок-картер вместе с рубашками рабочих цилиндров при наличии отдельной фундаментной рамы.

Для двигателей малой мощности используют конструкцию с общим литым картером и общей для всех цилиндров рубашкой-блоком. Такая конструкция позволяет значительно снизить массу двигателя. В этом случае усилие от давления газов воспринимается не только стойкой, как у А-образной станины, а всем сечением картера. Жесткая конструкция блок-картера хорошо противостоит действию сил и моментов инерции масс движущихся частей двигателя.

На рис. 12 показан блок-картер тракторного двигателя, у которого его верхняя часть отлита заодно с блоком 6 цилиндро! Внутри блок-картера имеются перегородки, в которых помещаются гнезда постелей коренных подшипников. Для большей жесткости стенки перегородок усиливаются ребрами. В верхней части блоь-картера находятся посадочные отверстия 7 для гильз цилиндра. Пространство между стенками гильз цилиндра и блок-картера называется водяной рубашкой. На наружной поверхности блок-картера имеются фланцы 2,3 и 5 для крепления масляного фильтра, маслозаливноя горловины и водяного насоса. В передней части блок-картера находятся передняя опора 4 кулачкового вала, а внизу - фланец для крепления к нему поддона.

Картер пли станина

Рис. 12. Блок-картер двигателя: 1 - блок-картер, 2, 3 и 5 - фланцы для крепления масляного фильтра, маслозаливной горловины и водяного насоса, 4 - перелння опора кулачкового вала, 6- блок цилиндров, 7 - посадочное отверстие гилыы цилиндра

Для двигателей с небольшим числом цилиндров и малой мощности применяют блок-картер тоннельного типа без отьемного поддона. Эта конструкция очень проста. Коленчатый вал у таких двигателей монтируют через отверстие в передней или задней стенке блок-карте осевом направлении.

Наиболее сложной конструкцией является сварной блок-картер (рис 13) двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями который состоит из двух блок-картеров, соединенных между собой системой продольных и поперечных стенок.

В стальном блок-картере сварной конструкции размещаются цилиндры, поршни, кривошипно-шатунный механизм, коленчатый вал и другие части дизеля. Внутренними и наружными перегородками он разделен на отсеки 1-7. К верхней части вертикальных перегородок приварены опоры коренных подшипников верхнего коленчатого вала, а к нижней части прикреплены опоры подшипников нижнего коленчатого вала. Крышки подшипников верхнего коленчатого вала крепят к опорам шпильками, а нижнего коленчатого вала - болтами. Крышки вместе с опорами образуют гнезда для подшипников обоих валов.

В передней части блок-картера расположен отсек управления 5, где устанавливают все механизмы управления двигателем, приводы топливных насосов, регулятора частоты вращения, масляного и топливоподкачиваю-щего насосов и др. Верхний и нижний коленчатые валы соединены между собой вертикальной зубчатой передачей.

В задней части блок-картера расположен отсек 1 вертикальной передачи, а в верхней части вдоль всего блока -отсек 4 верхнего коленчатого вала. С обеих сторон блока размещены отсеки 2 топливных насосов и форсунок. Между отсеками топливных насосов и верхнего коленчатого вала размещен отсек 3 воздушного ресивера. С обеих сторон блока под отсеками топливных насосов и форсунок расположены отсеки 6 выпускных коллекторов, а в нижней части блока-отсек 7 нижнего коленчатого вала.

При работе двигателя картер воспринимает растягивающее усилие от давления в цилиндрах рабочих газов. Чтобы разгрузить картер от этих усилий и гем самым уменьшить его массу, при конструировании двигателей используют анкерные связи - длинные стальные шпильки, стягивающие фундаментную раму двигателя с верхней частью картера. При такой конструкции двигателя картер и коленчатый вал легко доступны для ремонта.
Картеры изготавливают из алюминиевого сплава.

Картер пли станина

Рис. 13. Сварной блок-картер двухтактного двигателя: 1 - отсек вертикальной передачи. 1 - отсек топливных насосов и форсунок. 2 - отсек воздушного ресивера. 4 и 7 - отсеки верхнего и нижнего коленчатых валов, 5 - отсек управления. 6 - отсек выпускных коллекторов

Еще по теме

  • Фильтр-отстойник
    У карбюраторных двигателей применяют отстойник топлива, совмещенный с фильтром предварительной очистки. Фильтр-отстойник устанавливают перед топливоподкачивающим насосом. Фильтрующий элемент фильтра-отстойника представляет собой набор пластин или сеток с проходными щелями или ячейками 0,10 - 0,15 мм. Рис. 115. Фильтр-отстойник карбюраторного двигателя: 1- головка, 2 -сержень, 3 - пружина. 4 - болт. 5[..]
  • Фундаментная рама
    Фундаментные рамы применяют в стационарных, судовых и тепловозных двигателях. Фундаментная рама, являющаяся нижней частью остова, устанавливается на фундамент и совместно с картером обеспечивает необходимую продольную и поперечную жесткость двигателя. В тихоходных двигателях рамы отдельные. У быстроходных двигателей отдельная рама, как правило, заменяется подвесными коренными (рамовымп) подшипниками и отъемным маслосборником. У[..]
  • Рабочий цикл четырехтактного двигателя
    При работе двигателя поршень совершает возвратно-поступательное движение и занимает в цилиндре различные положения. Крайнее верхнее положение поршня в цилиндре двигателя называют верхней мертвой точкой (в.м.т.), крайнее нижнее - нижней мертвой точкой (н.м.т.), а путь поршня от в.м.т. до н.м.т или обратно - ходом поршня. В двигателях с центральным расположением шатунно-кривошипного[..]