Пуск и прогрев

05/05/2011 в 09:34

Перед пуском открывают индикаторные (декомпрессионные) клапаны и проворачивают коленчатый вал двигателя не менее чем на один оборот, чтобы проверить, нет ли в цилиндре воды. Вода может попасть в цилиндр, если лопнула крышка или стала пропускать прокладка. Пуск дизеля при наличии воды в цилиндре приведет к удару (так как вода практически несжимаема), выходу из строя головки, изгибу шатуна и коленчатого вала. Дизель надолго выйдет из строя.

Если дизель пускается не из любого положения коленчатого вала, то его ставят в положение «Пуск» при помощи валоповоротного устройства. Положение «Пуск» для четырехтактных двигателей соответствует началу третьего такта (5-10 за в. м. т.), а для двухтактных- началу второго такта. На маховике должна быть отметка, соответствующая положению «Пуск».

Пуск дизеля сжатым воздухом или отработавшими газами производят следующим образом:

ставят регулятор частоты вращения на малую частоту; у двигателей, имеющих запальники, зажигают их или включают электрические свечи накаливания; открывают распределительный вентиль на пусковом трубопроводе и вентиль воздушного баллона, при помощи которого будет производиться пуск; воздух подходит к главному пусковому клапану; включают свечи накаливания (при наличии их на двигателе), быстро переставляют рукоятку управления в положение «Пуск», и как только дизель заработает на топливе, переводят рукоятку управления в положение «Работа», при этом прекращается подача пускового воздуха; при помощи регулятора медленно, не допуская быстрого разгона двигателя, устанавливают нормальную частоту его вращения: закрывают вентиль пускового баллона; сразу же после пуска дизеля открывают вентиль охлаждающей воды и убеждаются в том, что вода подается в дизель и система охлаждения действует нормально; кроме того, убеждаются в нормальной работе масляного и смазочного насосов и двигателя в целом (по приборам, путем внешнего осмотра и на слух); в двигателях с газоотборным вентилем подкачивают сжатый воздух в баллоны во время работы на холостом ходу, а в двигателях о навесным компрессором пусковой системы также наполняют сжатым воздухом пусковые баллоны; постепенно нагружают двигатель до заданного режима работы.
Пуск дизеля электростартером производят из любого положения коленчатого вала. Регулятор устанавливают на малую подачу топлива. Пусковой кнопкой включают электростартер; после появления вспышки его выключают. Если дизель снабжен декомпрессионным устройством, его включают перед включением стартера. Затем некоторое время прокручивают коленчатый вал двигателя с включенным декомпрессионным устройством, прогревая его. Далее выключают декомпрессионный механизм и включают подачу топлива. Включать подачу топлива до этого момента нельзя, так как поступающее в не-прогретый двигатель топливо скапливается в цилиндрах, сгорает неполностью и образует нагар. Стартер должен работать не более 10-15 с во избежание разрядки стартерной батареи. Если двигатель не запустился, повторный пуск производят только после полной его остановки.

После пуска двигатель прогревают согласно инструкции по обслуживанию. Сначала дизель некоторое время работает на холостом ходу с небольшой частотой вращения, а затем постепенно повышают частоту и загружают дизель. Необходимость предварительного прогрева дизеля вызывается следующими обстоятельствами.

При работе дизеля с полной нагрузкой в камере сгорания выделяется большое количество тепла. У непрогретого дизеля температура масла, охлаждающей воды и различных его деталей-головок цилиндров, гильз, поршней - недостаточно высока. При этом наблюдается большая разница температур деталей, образующих камеру сгорания и подвергающихся воздействию высоких температур, и деталей, охлаждаемых водой и маслом, в результате чего возникают высокие тепловые напряжения, которые могут привести к короблению рабочих поверхностей, образованию трещин, задирам и другим дефектам.

У быстроходных дизелей с поршнями из алюминиевого сплава зазор между поршнем и гильзой устанавливают с учетом значительного расширения поршня при нагревании. Поэтому в начальный момент, при пуске, когда поршень еще не успел прогреться и расшириться, зазор между ним и гильзой слишком велик. Если в этот момент полностью нагрузить дизель, поршни будут ударяться о гильзы, значительно возрастут нагрузки на детали поршневой группы и их износ.

Кроме того, при низкой температуре масла к подшипникам будет поступать недостаточное количество смазки. Их смазка и охлаждение окажутся неудовлетворительными. При непрогретом двигателе может также оказаться недостаточным количество масла для смазки деталей разбрызгиванием.

Режим прогрева дизелей различных марок зависит от их конструктивных особенностей, быстроходности, мощности, материала поршневой группы, состояния дизеля, а также от окружающих условий.

Процесс прогрева дизеля можно разделить на три этапа: работа на холостом ходу с частотой вращения, не превышающей 50% номинальной; медленное увеличение частоты вращения дизеля без нагружи, плавное увеличение нагрузки.
Например, для дизелей с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1500 об/мин работа на холостом ходу на первом этапе продолжается 10-15 мин при 700-800 об/мин. Температура масла за это время должна повыситься до 30-40°С. На втором этапе прогрева частоту вращения коленчатого вала дизеля повышают до 1000- 1100 об мин, а в отдельных случаях и до номинальной, пока температура масла не увеличится до 45-50° С, а охлаждающей воды - До 50-55° С. После этого приступают к третьему этапу прогрева - начинают постепенно нагружать дизель. Прогрев дизеля можно ускорить путем предварительного подогрева масла и охлаждающей воды.

Еще по теме

  • Многоцилиндровые двигатели
    В одноцилиндровом четырехтактном двигателе рабочий цикл совершается за четыре полуоборота коленчатого вала, а в двухтактном- за два полуоборота. За время рабочего хода коленчатый вал вращается быстрее, а в течение остальных тактов, которые совершаются в основном за счет энергии вращающегося маховика,- медленнее. Следовательно, в одноцилиндровом двигателе коленчатый вал вращается неравномерно. Для[..]
  • Пуск электрическим стартером
    Электрические стартеры представляют собой специальные электродвигатели постоянного тока и применяются для пуска автомобильных, тракторных двигателей и дизелей с высокой частотой вращения и большой мощности. Системы пуска электростартером карбюраторных и дизельных двигателей не имеют принципиальных различий, но мощность электростартеров для дизелей выше. Электростартер представляет собой малогабаритный электродвигатель постоянного тока, используемый для[..]
  • Дизели СМД
    Дизели СМД представляют собой четырехтактные о вихрекамерным смесеобразованием четырехцилиндровые двигатели водяного охлаждения, которые применяют на передвижных электростанциях и на многих других установках и машинах. На рис. 171, а показан общий вид дизельного двигателя СМД-14, остов которого образуют блок-картер 10, головка 2 цилиндров, картер 9 маховика и картер 16 распределительных шестерен.[..]