Работа и проверка технического состояния

30/04/2011 в 09:41

Обслуживание двигателей внутреннего сгорания во время работы производится в соответствии с заводскими инструкциями, в которык отражены особенности данного двигателя. Обслуживание дизеля заключается в наблюдении за протеканием рабочего цикла в его цилиндрах, работой систем и устройств, температурой основных трущихся пар, стуками и шумами. После пуска двигателя тщательно осматривают все его части с целью проверки их действия, а затем периодически следят за работой двигателя по контрольно-измерительным приборам. Во время работы дизеля выполняют следующее.

1. Наблюдают за нагрузкой двигателя, частотой вращения коленчатого вала, не допуская длительной перегрузки двигателя. Следят за протеканием рабочего цикла в цилиндрах, периодически контролируя мощность и распределение ее по цилиндрам. Для этой цели применяют индикатор, при помощи которого снимают индикаторные диаграммы или «гребенки» давлений. По индикаторной диаграмме определяют среднее индикаторное давление и затем подсчитывают индикаторную мощность. Гребенкой называется диаграмма, снятая индикатором без привода и показывающая давление конца сжатия или давление вспышки в отдельных цилиндрах.

Снимают гребенку давлений таким образом: индикатор устанавливают на индикаторный кран и после продувки проводят атмосферную линию. Затем полость индикатора сообщают с полостью цилиндра двигателя. Карандаш индикатора подводят к бумаге, надетой на барабан, который поворачивают за шнур на небольшой угол. Карандаш индикатора вычерчивает зигзагообразную линию. Если барабан поворачивают очень медленно относительно карандаша, эта линия получается в виде столбика, называемого диаграммой давления. Такие же диаграммы снимают и с других цилиндров и получают гребенку давлений вспышек. При снятии диаграммы давлений конца сжатия выключают секцию топливного насоса того цилиндра, с которого снимают диаграмму.

Для определения среднего индикаторного давления за ряд циклов применяют пиметры, а для определения давления конца сжатия и максимального давления - максиметры.

Показателем нагруженности дизеля является температура выхлопных газов: чем больше нагрузка дизеля, тем выше температура отработавших газов. При номинальной загрузке дизеля температура не должна превышать пределов, указанных в заводской инструкции: для четырехтактных дизелей без наддува 450°, для двухтактных 300° С. У быстроходных дизелей температура выхлопных газов несколько выше, чем у тихоходных. Температуру отработавших газов определяют термометрами, установленными в выпускных патрубках каждого цилиндра, или с помощью пирометрической установки.

Цвет отработавших газов также дает представление о загрузке дизеля в целом или отдельных его цилиндров. При номинальной загрузке выхлопные газы должны быть бесцветными, при перегрузке происходит неполное сгорание топлива, цвет выхлопных газов становится темно-серым или черным. В этом случае или снимают перегрузку дизеля, или поочередным открытием индикаторных кранов определяют дымящий цилиндр и устраняют причину дымления.

Нормальную частоту вращения коленчатого вала двигателя поддерживают при помощи тахометра. Изменяют частоту вращения обычно степенью затяжки пружины регулятора.

2. Следят за смазочной системой, т. е. наблюдают за количеством масла в картере двигателя, его давлением, правильной подачей и охлаждением, работой и своевременной очисткой фильтров. У двигателей с циркуляционной смазочной системой следят за давлением масла до и после фильтров по манометрам. Если разность давлений превысит допустимые пределы (в соответствии с заводской инструкцией), то поток масла переключают на другой парный фильтр, а ранее работавший очищают от отложений. При включении нового фильтра в работу из него при помощи воздушного крана выпускают воздух. При снижении давления до и после фильтра немедленно переключают поток масла на парную секцию и заменяют поврежденный фильтрующий элемент.

Регулярно проверяют уровень масла в картере дизеля маслоуказа-тельиым щупом и при необходимости его добавляют. Температуру масла контролируют по показаниям термометров, установленных до и после холодильника. Кроме того, наблюдают за работой холодильника, контролируя температуру воды на входе и выходе из него. Максимальная температура масла до холодильника 55-90°, предельно допустимая 95° С.

Если максимальная температура масла превысит допустимую, установленною инструкцией, выясняют причину неисправности. Когда не удается устранить повышенный нагрев масла, дизель останавливают. Останавливают его и при внезапном палении давления масла в циркуляционной смазочной системе, если не удается быстро устранить причину уменьшения давления. Давление, которое надо поддерживать в смазочной системе, указано в инструкции по обслуживанию дизеля.

Своевременно пополняют смазочные насосы и индивидуальные масленки маслом, периодически поджимают масленки Штауфера. Трущиеся детали смазывают из ручной масленки через 20-30 мин.

В дизелях с картерной продувкой следят, чтобы в картере не скапливалось масло, так как оно может попасть вместе с продувочным воздухом в цилиндр и вызвать самопроизвольное повышение частоты вращения дизеля и его разнос.

3.Наблюдают за системой охлаждения, давлением воды в напорной магистрали и ее температурой. Следят за циркуляцией воды в системе и температурой воды, выходящей как из отдельных цилиндров дизеля, так и из всего дизеля в целом. Следят за уровнем воды в расширительном баке и при необходимости пополняют его водой. Если температура выходящей воды чрезмерно повысится, то подают холодную воду постепенно. Если невозможно увеличить подачу холодной воды, уменьшают нагрузку дизеля или останавливают его.

Следят за отложением накипи в полостях охлаждения цилиндров, крышек, холодильников. При толщине слоя накипи более 1-1,5 мм ее очищают и удаляют независимо от того, когда намечается ремонт дизеля.

4.Следят за бесперебойным поступлением топлива к топливным насосам высокого давления, за состоянием топливных фильтров и уровнем топлива в расходных баках. Периодически выпускают воздух из топливной системы, отстой из расходных баков и корпусов фильтров.

5.Наблюдают за давлением в баллонах, своевременно наполняют их воздухом. Удаляют, масло и воду (продувкой) из пусковых баллонов. У дизелей с электростартерным пуском периодически, по мере надобности, подзаряжают стартерные батареи.

6.Следят за температурой основных трущихся пар - коренных и шатунных подшипников и втулок верхних головок шатунов. О тем-•пературе трущихся пар судят по показаниям термометров в масляной системе, установленных до и после холодильника. Температуру коренных годшипников контролируют, ощупывая рукой стенки рамы дизеля в местах, расположенных против подшипников.

О температуре шатунных подшипников и втулок верхних головок шатунов можно судить по температуре стенки картера. Масло, вытекающее из нижней и верхней головок шатуна, разбрызгивается кривошипом и шатуном в плоскости вращения кривошипно-шатунного механизма, попадает на внутренние стенки картера и нагревает их.

Проверяют также ощупыванием температуру кожухов и корпусов регулятора, привода распределительного вала и др. При повышенном нагреве какого-либо узла дизеля усиливают смазку, повышая по возможности давление масла. Если это не снижает температуру узла, уменьшают нагрузку дизеля или останавливают его. Остановив двигатель, устраняют причины неисправности.

7. Постоянно наблюдают за шумами и стуками в дизеле. Источниками шума являются стуки движущихся частей, отработавшие газы и воздух, поступающий в цилиндры, продувочный насос или турбокомпрессор. Машинист привыкает к шуму нормально работающего дизеля. При возникновении какой-либо неполадки появляется новый шум и стук. В. этом случае прежде всего устанавливают место и причину шума и стуков. При быстром нарастании сильных стуков дизель останавливают.

Контроль за работой дизеля ведется в журнале. В журнал периодически записывают температуру охлаждающей воды, масла, отработавших газов и топлива перед насосом (при подогреве топлива), давление масла до и после фильтра, частоту вращения коленчатого вала дизеля и др. В журнал также записывают все неполадки, происшедшие во время работы.

Показания списывают со щита управления, в большинстве случаев оборудованного дистанционными приборами непрерывного контроля. Регистрация всех указанных данных позволяет быстро установить изменения в работе дизеля и принять соответствующие меры для ликвидации неполадок.

Еще по теме

  • Топливоподкачивающие насосы
    Топливоподкачивающий насос предназначен для перекачивания топлива из бака и подачи его к топливному насосу дизеля под повышенным давлением, достаточным для преодоления сопротивления трубопроводов низкого давления и фильтров и обеспечения нормальной работы топливного насоса высокого давления. Повышенное давление топлива препятствует выделению из него пузырьков воздуха, который может привести к нарушению подачи[..]
  • Техническое обслуживание смазочной системы
    Показателями технического состояния смазочной системы двигателя являются давление масла в магистрали и его температура, которые должны постоянно контролироваться машинистом, управляющим двигателем. Однако правильная оценка давления и температуры масла возможна только при исправном состоянии манометра и термометра, установленных на двигателе. Поэтому необходимо следить за состоянием указанных приборов и систематически проверять правильность[..]
  • Нагнетатели для продувки и наддува
    Мощность дизеля можно повысить не только путем изменения конструктивных параметров и форсирования его по частоте вращения, но и увеличив заряд воздуха, поступающего в цилиндр. Последнее можно осуществить двумя способами: путем дозарядки и наддува. При дозарядке заряд воздуха увеличивают, не используя воздух высокого давления. Например, при продувке камеры сгорания в четырехтактных[..]