Водяные насосы

20/08/2011 в 14:20

Водяные насосы сообщают необходимую скорость движения охлаждающей жидкости в жидкостных системах охлаждения с принудительной циркуляцией и разделяются на центробежные, водокольце-вые, поршневые и коловратные. Наиболее широко распространены насосы первых двух типов.

Центробежные насосы (рис. 146) применяют для замкнутых систем охлаждения. Вода поступает по входному патрубку 1 к центру крыльчатки 19, которая изготовлена из алюминия и прикреплена к валику 13. Валик приводится во вращение от коленчатого вала двигатель и установлен в двух шарикоподшипниках 8.

Водяные насосы

Рис. 146. Водяной центробежный насос: а - общий вид, б - разрез; 1 и 3 - входной и отводящий патрубки, 2 - спускной кран, 4 а 5 - крышка и корпус насоса. 6 - пружина, 7 - контрольное отверстие, 8 - шарикоподшип-ники 9 - маслоотражатель, 10 - пружинная шайба, 11 - гайка, 12 - кулачок привода, 13 - валик, 14 - распорная трубка, 15 - приставка, 16 -кольцо, 17 - вставка, 18 - втулка, 19 - крыльчатка

Вода захватывается лопатками крыльчатки и приводится во вращательное движение. Под действием центробежной силы вода отбрасывается к стенкам чугунного корпуса 5 насоса. В корпусе создается давление воды (напор), обеспечивающее ее движение через всю систему. Напор воды в центробежных насосах составляет 0,04- 0,05 МПа.

Эти насосы обеспечивают необходимую производительность при сравнительно больших зазорах между крыльчаткой 19 и стенками корпуса 5 насоса, что исключает трение между этими деталями и возможный износ, а также не препятствует заполнению системы охлаждения жидкостью. Кроме того, может происходить термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости после остановки двигателя, что способствует выравниванию его теплового состояния.

Вода под напором по отводящему патрубку 3 направляется к рубашке двигателя. На верхнем конце валика 13 насажен кулачок 12, входящий в паз шестерни приводного валика. Гайка 11 затягивает на валике кулачок 12, шарикоподшипники 8 и маслоотражатель 9, который препятствует поступлению чрезмерного количества масла к шарикоподшипникам.

Центробежные насосы обладают высоким к. п. д. и незначительным сопротивлением, обеспечивающим свободный проход воды при сливе ее из системы охлаждения.

Большое распространение на отечественных двигателях получили еодокольцевые насосы, подразделяемые на вихревые и самовсасывающие. На рис. 147 показан водяной насос вихревого типа, Валик 4 насоса приводится во вращение от коленчатого вала двигателя, устанавливается в корпусе 9 на двух шарикоподшипниках 10 и уплотняется войлочным сальником 11. От осевых перемещений он фиксируется пружинным кольцом и распорной втулкой, расположенной между подшипниками.

Водяные насосы

Рис. 147. Водяной насос вихревого типа: 1-перепускной клапан, 2 и 3-пробки, 4 - валик насоса, 5 -крышка, 6- рабочее колесо, 7 и 9 - корпуса насоса, 8 - букса, 10 - шарикоподшипник, 11 и 12 - сальники

Корпус 7 насоса закрыт крышкой 5. Внутри корпуса 7 помещено рабочее колесо б, имеющее по наружному диаметру с двух сторон фрезерованные лопатки. Колесо насажено на валик насоса и фиксируется шпонкой. Торцевой зазор между колесом, корпусом насоса и крышкой регулируется подбором толщины прокладки.

В собранном виде корпус насоса и крышка образуют по наружному диаметру рабочего колеса канал переменного сечения. Торцы канала оканчиваются фланцами, к которым болтами прикреплены подводящая и нагнетательная трубы. В верхней и нижней части корпуса имеются два отверстия, закрытые пробками 3 и 2. Через верхнее отверстие вода заливается при пуске двигателя, а через нижнее выливается из насоса.

Внутренняя полость корпуса насоса уплотнена сальником 12, состоящим из резинового и текстолитового колец и пружины. Одним концом пружина через упорное кольцо прижимает текстолитовое кольцо сальника к торцу буксы 8, другим концом упирается в шайбу, которую фиксирует стопорное полукольцо. Торец текстолитового кольца тщательно притерт и плотно прилегает к буксе, тем самым препятствуя вытеканию воды из насоса.

При вращении колеса насоса вода из подводящей трубы подается в нагнетательную трубу. Чтобы при значительном перекрытии крана на подводящей трубе не произошел разрыв струи и, следовательно, захват воздуха, между всасывающей и нагнетательной полостями установлен перепускной клапан 1, прижатый пружиной к седлу. По мере перекрытия крана разрежение во всасывающей полости увелнчивается, а также растет перепад давлений между обеими полостями. Поэтому перепускной клапан откроется, некоторое количество воды перетечет из нагнетательной полости во всасывающую и снизит в этой полости разрежение.

Поршневые водяные насосы применяют главным образом на мощных судовых двигателях.

Еще по теме

  • Техническое обслуживание системы топливоподачи дизелей
    В процессе эксплуатации дизельных двигателей могут возникнуть различные неисправности системы топливоподачи. Основными неисправностями являются: засорение топливопроводов и фильтров, попадание воздуха в систему топливоподачи, недостаточная подача топлива топливоподкачивающим насосом, износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления, загрязнение сопловых отверстий распылителя форсунки, заедание иглы распылителя, нарушение регулировки момента и равномерности подачи топлива[..]
  • Топливоподкачивающий насос
    Топливоподкачивающий насос карбюраторного двигателя служит для принудительной подачи топлива из бака к карбюратору. Чаще всего применяют диафрагменные топливоподкачивающие насосы с приводом от распределительногогвала и рычагом для ручной подкачки топлива (рис. 114). Диафрагма 7 состоит из нескольких слоев специальной ткани, пропитанной бензостойким лаком, укрепляется между нижней 5 и верхней 6[..]
  • Шатун
    Шатун служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Соединяя поршень с коленчатым валом, шатун передает на него усилие, при этом подвергается действию переменной нагрузки от давления газов и сил инерции. Тело шатуна изготовляют из углеродистой или легированной стали с последующей термической и механической обработкой. На рис.[..]