Технические жидкости

27/07/2011 в 09:08

При эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости используют воду, которая замерзает при 0° С и увеличивается при этом в объеме примерно на 10%. При замерзании воды в системе охлаждения может произойти разрыв головок цилиндров, блоков и радиаторов, что создает большие трудности при эксплуатации двигателей в зимнее время.

В воде находятся растворенные газы и некоторые соли, которые корродируют металлы. Высокой коррозийностью обладают кислород, углекислый газ и сероводород. Вода, находящаяся в системе охлаждения, образует накипь и шламы. Накипь уменьшает сечение каналов и имеет очень низкую теплопроводность, что резко снижает отвод тепла от охлаждаемых деталей.

Атмосферная вода (снеговая, дождевая) -наиболее чистая, в ней нет растворенных солей и органических веществ, но всегда присутствуют растворенные газы. В речной воде значительно больше растворенных солей, чем в болотной и прудовой. В последних преобладают органические вещества.

В растворенном состоянии находятся в воде углекислые, сернокислые, хлористые и другие соли, которые обусловливают ее жесткость. В двигателях внутреннего сгорания необходимо использовать мягкую воду, почти не образующую отложений накипи. Перед заправкой в систему охлаждения воду нужно профильтровать для удаления механических примесей.

Воду средней жесткости и жесткую следует умягчать различными способами. Самым простым из них является кипячение. Прокипяченную воду надо профильтровать через плотную ткань для удаления осадков. При химических способах умягчения воды все соли переводятся в осадок, которые затем удаляют отстаиванием и фильтрацией. Умягчение воды производят с помощью растворов соды и извести, тринатрийфосфата, гексаметофосфата и других реагентов.

В последнее время получил распространение катионитовый способ. Катионитами называют вещества, которые могут обменивать свои катионы на катионы растворенных в воде солей, в результате чего накипь не образуется.

Для умягчения воды применяют активные смолы и полимеры, а также используют способ магнитной обработки воды, который заключается в пропуске воды через силовые линии магнита или электромагнита. При этом соли жесткости выделяются в виде шлама. Однако этот способ не всегда дает хорошие результаты.

Предотвращать образование накипи в системе охлаждения двигателя можно непосредственным вводом в систему специальных присадок, для чего используют хромпик и фосфаты натрия, которые переводят накипеобразующие соли в рыхлые осадки.

При эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в зимнее время применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы), получаемые смешиванием этиленгликоля с водой. Этилен-гликоль представляет собой двухатомный спирт - густую маслянистую бесцветную жидкость, которая имеет температуру застывания - 11,5° С и хорошо смешивается с водой. Температура застывания смеси из этиленгликоля и воды резко понижается. Самая низкая температура застывания (-75° С) будет, если в смеси имеется 66,7% этиленгликоля и 33,3% воды.

В настоящее время выпускают четыре марки антифриза, представляющие собой смесь этиленгликоля, воды и антикоррозийной присадки: низкозамерзающие жидкости марок «40» и «65», «ТОСОЛ А-40» и «ТОСОЛ А-65». Цифры в марках соответствуют температурам их застывания. При температуре воздуха до -35° С следует применять антифриз марок «40» или «ТОСОЛ А-40», а ниже -35° С - антифризы марок «65» или «ТОСОЛ А-65». При использовании антифриза никакого переоборудования в системе охлаждения не требуется.

При утечках антифриза надо доливать его в двигатель, а для компенсации испарения следует доливать чистую воду, потому что эти-ленгликоль практически не испаряется из системы охлаждения. При замерзании антифризы образуют рыхлую массу, объем которой увеличивается незначительно, так что не происходит размораживания радиаторов и других частей. При нагревании антифризы сильно уве-1 ичивают свой объем, поэтому в систему охлаждения надо недоливать 6-8% ее объема.

Основным недостатком антифризов является их сильная ядовитость, поэтому при обращении с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Еще по теме

  • Форсунки
    Форсунка предназначена для введения в камеру сгорания и мелкого распыливания топлива, подаваемого насосом. Для распылива-ния топливо должно пройти в камеру дизеля через одно или несколько небольших отверстий (сопл). Чем выше скорость истечения топлива через сопла, тем лучше оно распыливается при впрыске, причем скорость истечения топлива зависит от его давления, создаваемого[..]
  • Техническое обслуживание механизма газораспределения
    Во время эксплуатации возникают различные неисправности в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Изнашиваются рабочие поверхности кулачка распределительного вала и тарелки пружины толкателя, а также сферические наконечники штанг и гнезда в толкателях. Теряют правильную геометрическую форму посадочная поверхность тарелки клапана и его седло. Клапанные пружины становятся короче в результате износа и[..]
  • Техническое обслуживание приборов системы зажигания
    Ежесменно очищают от пыли и грязи крышки распределителя и катушки зажигания. При проведении технического обслуживания проверяют надежность соединения проводов высокого напряжения, крепления трубки к вакуумному регулятору и карбюратору, а также чистоту контактов прерывателя и зазор между ними. Если на контактах имеется слой окислов, их зачищают надфилем или абразивной пластинкой, а[..]