Вентиляторы

03/08/2011 в 12:16

В системах водяного охлаждения для обдува сердцевины радиатора потоком воздуха применяют осевые или центробежные вентиляторы. У большинства двигателей внутреннего сгорания используют многолопастные осевые вентиляторы. Крыльчатки вентиляторов располагают непосредственно за сердцевиной радиатора, иногда в специальном кожухе.

Вентилятор создает интенсивный воздушный поток, который проходит через радиатор и охлаждает его трубки, и приводится во вращение от электродвигателя или чаще всего от коленчатого вала двигателя с помощью клиноременной или зубчатой передачи. На рис. 150 показан вентилятор с приводом от коленчатого вала, установленный на кронштейне 3, который закреплен на передней крышке 1 двигателя болтами. Кронштейн имеет паз, благодаря которому ось 8 может перемещаться вверх и вниз. Ось в пазу кронштейна крепится гайкой через пружинную шайбу.

Вентиляторы

Рис. 150. Вентилятор с приводом: 1 - передняя крышка двигателя. 2 и 4 - ведущий и ведомый шкивы, 3, 3, 9, 13 и 14 - кронштейн кожух, ремень, ось и крыльчатка вентилятора, 6 и 7 - водяной и масляный вентиляторы, 8 - ось ведомого шкива, 10 - втулка, 11 - масленка, 12 - шарикоподшипник

Ведомый шкив 4 установлен на двух шарикоподшипниках 12 на оси 8. К переднему торцу шкива 4 прикреплена ось 13 вентилятора, на которой с помощью шпонки и болта крепится его крыльчатка 14. Внутренняя полость шкива заполнена консистентной смазкой, которая не вытекает благодаря сальниковой набивке, помещенной в крышке с левой стороны шкива, и прокладке со стороны крыльчатки. Шарикоподшипники смазывают через масленку 11.

Шкив вентилятора вместе с крыльчаткой приводится во вращение клиновидными ремнями 9 от ведущего шкива 2, укрепленного на коленчатом валу двигателя. Натяжение ремней изменяют регулировочным болтом в кронштейне вентилятора. При ввертывании или вывертывании болта валик со шкивом соответственно поднимается или опускается.

У автомобильных двигателей часто применяют четырехлопастные вентиляторы с Х-образным расположением лопастей, оси которых образуют углы 70 и 110°, что способствует значительному снижению вибрации лопастей и общего уровня шума вентилятора. У двигателей используют клепаные крыльчатки с лопастями из листовой стали и литые из алюминиевых сплавов и пластмасс.

Производительность вентилятора зависит от частоты вращения его вала и угла наклона лопастей к плоскости сердцевины радиатора. С увеличением угла наклона (угла атаки) лопастей возрастает производительность вентилятора. Угол наклона обычно составляет 35-40°.

У некоторых двигателей применяют вентиляторы, которые имеют поворачивающиеся лопасти. Углы атаки, а следовательно, и производительность у них меняется с изменением температуры охлаждающей жидкости в системе, что способствует поддержанию нужной температуры в системе охлаждения особенно в холодный период года. В настоящее время для этих целей широко применяется метод отключения лопастей вентилятора с помощью автоматических электромагнитных муфт, которые устанавливаются на многих моделях автомобильных двигателей.

Некоторые двигатели снабжают вентиляторами со съемными лопастями (в зимний период часть лопастей можно снять) или вентиляторами, у которых угол атаки лопастей изменяется в зависимости от частоты вращения его вала.

Еще по теме

  • Устройства, облегчающие пуск двигателей
    Устройства, облегчающие пуск двигателей, можно разделить на две группы: облегчающие прокручивание коленчатого вала двигателя и облегчающие воспламенение топлива. К устройствам, облегчающим прокручивание коленчатого вала двигателя, относят декомпрессионные механизмы и редукторы пусковых двигателей, а к устройствам, облегчающим получение первых вспышек, - приспособление для подогрева камеры сгорания, воды в системе охлаждения, впускаемого[..]
  • Дизели СМД
    Дизели СМД представляют собой четырехтактные о вихрекамерным смесеобразованием четырехцилиндровые двигатели водяного охлаждения, которые применяют на передвижных электростанциях и на многих других установках и машинах. На рис. 171, а показан общий вид дизельного двигателя СМД-14, остов которого образуют блок-картер 10, головка 2 цилиндров, картер 9 маховика и картер 16 распределительных шестерен.[..]
  • Привод механизмов газораспределения
    Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала двигателя различными способами в зависимости от конструкции двигателя, его мощности, частоты вращения коленчатого вала и т. д. Чаще всего привод приводится цилиндрическими шестернями. Достоинствами такого привода является его надежность, относительная простота и компактность, недостатком - значительный шум при работе. На рис. 46 показан[..]