Транзисторная система зажигания

01/06/2011 в 12:07

В настоящее время вследствие увеличения частоты вращения коленчатого вала и числа цилиндров двигателя батарейная система за жига» ния не удовлетворяет требованиям эксплуатации. Недостатками батарейного зажигания являются уменьшение времени замкнутого состояния контактов с повышением частоты вращения двигателя, а следовательно, снижение вторичного напряжения, усиление инерционных явлений в системе, обусловленных токами самоиндукции, малая долговечность контактов прерывателя и необходимость их периодической зачистки.

Развитие полупроводниковой техники способствовало появлению и применению транзисторов в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания. Отечественной промышленностью выпускаются транзисторные приставки к существующим батарейным системам для улучшения их эксплуатационных свойств. Основная цель применения транзисторов в системе зажигания двигателей состоит в том, что сила тока в цепи прерывателя должна быть значительно меньше силы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Известны два вида полупроводниковой системы зажигания: бесконтактная и контактно-полупроводниковая (транзисторная). В бесконтактной системе зажигания прерыватель и распределитель заменены электронными схемами. Эта система распространения не получила из-за своей сложности.

В транзисторной системе зажигания сохранены механически размыкаемые контакты и использованы полупроводники, которые включены в первичную цепь.

Транзисторная система зажигания по сравнению с батарейной имеет следующие преимущества: значительно больший срок службы контактов прерывателя; удлиненный срок службы свечей зажигания и малую чувствительность их к снижению напряжения. Кроме того, напряжение на электродах свечи зажигания не зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя; можно увеличить искровой заряд в свече зажигания и улучшить пусковые свойства двигателя.

Недостатками транзисторной системы зажигания являются нестабильность теплового режима транзисторов и трудность отладки системы зажигания из-за большой силы тока в катушке зажигания.

На рис. 167 показана схема транзисторной системы зажигания, К первичной цепи W1 катушки зажигания КЗ последовательно подключен германиевый транзистор Т. Когда контакты К прерывателя Пр замкнуты, на базу транзистора подается отрицательное напряжение и он отпирается. При включении выключателем зажигания ВЗ в первичную обмотку катушки зажигания подается ток, который индуктируется во вторичной обмотке W2 в ток высокого напряжения, подаваемый к распределителю. Запирание транзистора производится кремниевым диодом Д1. В момент запирания транзистора в первичной обмотке W1 наводится э. д. с. самоиндукции, достигающая большой величины. Для защиты транзистора от высокого напряжения параллельно ему включен кремниевый стабилитрон Д2. Резисторы Rl, R2 и R3 предназначены для уменьшения силы тока в первичной цепи и на диодах. Термистор R4 поддерживает постоянство характеристик транзистора при температурных колебаниях окружающей среды.

Транзисторная система зажигания

Рис. 167. Схема транзисторной системы зажигания: W1 i W2 - первичная и вторичная обмотки, R1-R3 - резисторы, R4 - термистор, Т - транзистор, Пр - прерыватель, К - контакты прерывателя, КЗ - катушка зажигания, Д1 - диод, Д2 - стабилитрон, ВЗ - выключатель зажигания В транзисторной системе зажигания контакты работают в более благоприятных условиях, так, как через них проходит очень небольшой ток управления транзистором. Во время размыкания контактов между ними не образуется электрическая дуга, потому что ток самоиндукции идет на стабилитрон Д2, минуя прерыватель.

Еще по теме

  • Техническое обслуживание ТО-2
    Очистительно-моечные операции. Сливают картерное масло и промывают систему смазки. Сливают масло из корпусов топливного насоса и регулятора частоты вращения коленчатого вала. Очищают и промывают полости фильтров тонкой очистки масла, сетку маслозаливного патрубка, сапун основного двигателя, магнитную пробку сливного отверстия картера, воздухоочиститель. Через одно ТО-2 (480 мото-ч) очищают и промывают воздухоочиститель[..]
  • Вентиляторы
    В системах водяного охлаждения для обдува сердцевины радиатора потоком воздуха применяют осевые или центробежные вентиляторы. У большинства двигателей внутреннего сгорания используют многолопастные осевые вентиляторы. Крыльчатки вентиляторов располагают непосредственно за сердцевиной радиатора, иногда в специальном кожухе. Вентилятор создает интенсивный воздушный поток, который проходит через радиатор и охлаждает его трубки, и приводится[..]
  • Поршневая группа
    Поршень, являющийся одной из самых напряженных деталей двигателя, в особенности двухтактного, выполняет следующие функции: воспринимает давление газов и передает его на поршневой палец, шатун и коленчатый вал; обеспечивает герметичность камеры сгорания; воспринимает усилие, действующее на боковую поверхность поршня у тронковых двигателей; управляет открытием и закрытием окон в двухтактных двигателях с[..]