Масляные насосы

15/09/2011 в 16:29

На большинстве современных двигателей устанавливают шестеренчатые масляные насосы, получившие широкое распространение благодаря их простоте, надежности в работе, равномерности подачи, дешевизне и способности создавать большие давления масла. Двигатели с мокрым картером снабжаются обычно односекционным шестеренчатым насосом.

У некоторых дизелей смазку деталей выполняют с помощью многоплунжерного насоса, предназначенного для подачи под высоким давлением дозированной порции масла к смазываемым деталям. При помощи этого насоса обычно смазывают гильзы цилиндров, при этом давление, развиваемое насосом, достигает 10 МПа.

На рис. 134 показан шестеренчатый односекционный масляный насос двигателя. В корпусе 8 насоса, отлитом из алюминиевого сплава, расположены две сцепленные между собой стальные шестерни 6 и 9. Торец корпуса закрыт фланцем 12. Ведомая шестерня 6 вращается свободно на оси 7, ведущая шестерня 9 сидит на валике 11 на шпонке. На торце валика имеются два кулачка, которые входят в пазы приводного механизма. Валик опирается на два скользящих подшипника, один из которых расположен в корпусе насоса, а другой - во фланце. Между корпусом и фланцем помещена уплотняющая прокладка из текстолита.

Масляные насосы

Рис. 134. Шестеренчатый масляный насос: 1 - клапан, 2 - пружина, 3 - регулировочный винт, 4 и 8 - корпуса редукционного клапана и насоса, 5 - колпачок, 6 я 9 - ведомая и ведущая шестерни, 7 - ось ведомой шестерни, 10 - шпонка, 11 - валик, 12 - фланец, 13 и 14 - отводящий и подводящий каналы

Насос работает следующим образом. Масло поступает в подводя щий канал 14 в корпусе насоса и заполняет впадины между зубьями шестерен. При вращении валика ведущая шестерня вращает ведомую. Масло, находящееся между зубьями шестерен, перемещается из под водящего канала в отводящий канал 13. Перед каналом 13 зубья одной шестерни входят во впадины другой и вытесняют заключенное во впа динах масло. При выдавливании масла из впадин создается высока-давление и масло по каналу 13 нагнетается в масляную магистраль.

При пуске двигателя, когда холодное масло имеет высокую вязкость и поэтому затруднен проход его через фильтры и зазоры в подшипниках, давление масла может сильно возрасти и превысить допустимое. Это может вызвать поломку насоса, маслопроводов, манометров и других частей масляной системы. Для устранения чрезмерного давления масла в насосе имеется редукционный клапан, установленный на ответвлении отводящего канала. В корпусе 4 редукционного клапана помещен клапан 1, который удерживается в закрытом положении пружиной 2, затянутой регулировочным винтом 3. Клапан отрегулирован на определенное давление и запломбирован. При чрезмерном повышении давления он открывается, соединяя нагнетательную полость со всасывающей.

Смазочные насосы высокого давления бывают двух типов: с дозировкой подачи масла путем изменения хода плунжера и с дозировкой масла при поступлении его к насосному элементу. На рис. 135 показана конструкция смазочного насоса первого типа, на рис. 136 - схема его действия.

В корпусе 4 насоса (см. рис. 135) установлены элементы, каждый из которых имеет плунжер 7 и золотник 8, приводимые в движение фигурными шайбами 10, укрепленными на вертикальном валике 15. Этот валик в свою очередь приводится от горизонтального валика 2 и червячной шестерни 16. Храповик 3 служит для привода горизонтального валика. Перед пуском дизеля рукояткой 1, насаженной па горизонтальный валик насоса, производят ручную прокачку. Регулировочный винт 11, ограничивающий ход плунжера, служит для изменения дозы подаваемого масла.

Масляные насосы

Рис. 135. Смазочный насос: 1 - рукоятка. 2 и 15 - горизонтальный и вертикальный валики, 3 - храповик, 4 - корпус В в 6 - трубки рабочего и контрольного отводов, 7 - плунжер, 8 - золотник, 9 - головка плунжера. 10 - фигурная шайба. 11 -регулировочный винт, 12 - крышка, 13 - сетка, 14 - контрольное стекло, 16 - червячная шестерня,17 - всасывающий канал

От насоса по трубкам 5 рабочего отвода масло направляется к штуцерам с обратными клапанами, ввернутыми в цилиндры двигателя. Масло заливается в корпус насоса через сетку 13. Маслозаливное отверстие закрывается крышкой 12. За один поворот вертикального валика фигурные шайбы заставляют плунжеры совершать два возвратно-поступательных движения, а золотник - одно такое движение.

Насос работает следующим образом. При перемещении плунжера 1 вниз (см. рис. 136, а) происходит нагнетание масла к месту смазки по каналу 4 рабочего отвода. Золотник 2 при этом расположен таким образом, что масло из-под плунжера поступает в канал 4. Во время хода плунжера вверх положение золотника позволяет маслу по всасывающему каналу 3 перейти из картера насоса в подплунжерное пространство (см. рис. 136, б). При следующем ходе плунжера вниз (см. рис. 186, в) золотник приподнимается и соединяет подплунжерное пространство с каналом 5 контрольного отвода и масло нагнетается в него. Далее масло по трубке 6 (см. рис. 135) направляется к штуцерам, ввернутым в верхнюю часть корпуса насоса, а затем по изогнутым трубкам - к контрольным стеклам 14. После положения, показанного на рис. 136, в, плунжер идет вверх и вновь происходит засасывание масла.
Масляные насосы

Рис. 136. Схема действия смазочного насоса: а - нагнетание к рабочему отводу, б - всасывание, е - нагнетание к контрольному отводу: 1 - плунжер, 2 - золотник, 3- всасывающий канал, 4 и 5 - каналы рабочего и контрольного отводов

Еще по теме

  • Остов двигателя
    Остов двигателя образуют его неподвижные детали, внутри которых размещается кривошипно-шатуннып механизм. К остову также крепятся все агрегаты вспомогательных систем. Остов двигателя состоит из фундаментной рамы, картера или станины, цилиндров и их головок. Все части жестко соединены между собой и составляют единую систему . Детали остова воспринимают усилия от давления газов[..]
  • Впускные и выпускные трубопроводы и глушители
    Впускные трубопроводы у карбюраторных и газовых двигателей служат для распределения горючей смеси по цилиндрам, а выпускные - для выпуска отработавших газов. У дизельных двигателей по впускному трубопроводу поступает и цилиндр воздух, а по выпускному отводятся из цилиндра отработавшие газы. Обычно впускные и выпускные трубопроводы изготовляют в виде общих (одной или[..]
  • Примеры конструкций карбюраторов
    Однокамерные карбюраторы. Рассмотрим устройство однокамерного карбюратора К-124 (рис. 112), представляющего собой двухдиффу-зорный карбюратор с падающим потоком и уравновешенной (балансированной) поплавковой камерой. Эта камера сообщается не с атмосферой, а с воздушным патрубком карбюратора, чтобы исключить возможность излишнего подсоса топлива при засорении воздушного фильтра. Рис. 112. Схема однокамерного карбюратора: 1 н 4[..]