Масляные охладители

06/09/2011 в 09:09

Масляные охладители служат для охлаждения картерного масла и подразделяются на водяные (холодильники) и воздушные (радиаторы). Наибольшее распространение на стационарных двигателях получили масляные холодильники. Они обладают рядом преимуществ перед радиаторами - имеют меньшие габаритные размеры, более компактны (их удобнее располагать ня двигателе), обеспечивают поддержание более стабильной температуры. Преимуществом масляных радиаторов является то, что в них исключается возможность попадания воды в масло, как это происходит в холодильниках при появлении неплотностей.

В зависимости от конструкции теплообменного элемента масляные холодильники делятся на трубчатые и пластинчатые.

Устройство трубчатого холодильника показано на рис. 142. Корпус холодильника образуют труба 2 и крышки 9 и 15. Сальниковое уплотнение состоит из набивки 13 и нажимного фланца 14, насаженного на шпильки и притянутого гайками. Под верхнюю и нижнюю крышки положены прокладки.

Масляные охладители

Рис. 142. Трубчатый холодильник: 1 и 7 - фланцы, 2 - труба, 3 - трубки, 4 и 5 - диафрагмы, 6 и 16 - трубные решетки, 8 - кран для выпуска воздуха, 9 и 15 - крышки, 10 и 12 - патрубки, 11 - связи, 13 - набивка сальника, 14 - нажимной фланец

Внутри корпуса расположен теплообменный элемент, который изготовляется из медных, латунных или стальных трубок круглого или эллиптического сечения. Концы трубок 3 развальцованы в трубных решетках 6 и 16, соединенных между собой связями 11. Верхняя решетка вместе с трубками жестко связана с корпусом при помощи крышки 9 и шпилек. Нижняя решетка 6 может свободно перемещаться вместе с крышкой 15 вверх и вниз при тепловых изменениях длины трубок. Кран 8 служит для выпуска воздуха из корпуса холодильника.

Охлаждающая вода подводится к нижней крышке, проходит внутри трубок, охлаждает их и отводится через патрубок в верхней крышке. Горячее масло поступает в холодильник через патрубок Юн заполняет все пространство между трубками. Выходит масло наружу через патрубок 12. Двигаясь внутри холодильника, масло омывает трубки теплообменного элемента и отдает тепло охлаждающей воде. Для лучшего охлаждения масла вода в трубках движется навстречу потоку горячего масла. Кроме того, в пространстве между трубками установлены диафрагмы 4 и 5, направляющие масло по зигзагообразному пути.

Пластинчатый холодильник показан на рис. 143. Корпус холодильника образует барабан 8 и крышки 2 и 7 с прокладками. Внутри корпуса расположен теплообменный элемент, состоящий из фланца 16 с приваренной охлаждающей трубой 10, к которой припаяны перфорированные пластины 9. Труба 10 в верхней части закрыта заглушкой. В пластинках имеются отверстия 12 с отогнутыми краями в виде ножек 11. В центре расположено большое отверстие с фланцем.

Масляные охладители

Рис. 143. Пластинчатый холодильник: 1 - труба подвода охлаждающей воды. 2 и 7 - крышки, 3 - протектор, 4 и 10 - обводная и 01-лаждающая трубы, 5 - перепускной клапан, 6 - кран для выпуска воздуха, 8 - барабан, 9, 13 и 15 - пластины, 11 - ножка. 12 - отверстие, 14 - спускная пробка, 16 - фланец

Пластины прижаты друг к другу фланцами и ножками, причем отверстия смежных пластин 13 и 15 (на рисунке дан вид на пластины сверху) смещены относительно друг друга на некоторый угол. При таком расположении пластин создается зигзагообразный путь для охлаждаемого масла. Фланец вместе с трубой 10 жестко зажат между барабаном и крышкой 2 корпуса. Однако эта труба может свободно удлиняться при нагревании.

Охлаждающая вода поднимается вверх по трубе 1, затем по кольцевому пространству между трубами 1 и 10 опускается вниз и выходит через отводящий патрубок. Горячее масло поступает через отверстие в крышке 7 и направляется вниз через отверстия в пластинах холодильника. Соприкасаясь с пластинами, масло охлаждается, тепло от пластин передается трубе 10 и далее охлаждающей воде. В свою очередь эта вода охлаждается водой, движущейся по трубе 1 в обратном направлении для лучшего теплообмена.

При повышении давления масла в холодильнике выше допустимого (например, при пуске холодного двигателя) открывается перепускной клапан 5 и масло по обводной трубе 4 выходит из холодильника. Вязкое, холодное масло циркулирует в обход теплообменного элемента. Кран 6 служит для выпуска воздуха. Пробка 14 предназначена для спуска масла при техническом обслуживании.

Пластинчатые холодильники имеют значительно большую охлаждающую поверхность теплообменных элементов, чем трубчатые, при одинаковых габаритах. Это является их существенным преимуществом.

Масляный радиатор (рис. 144) состоит из сердцевины и двух маслосборников (бачков) - верхнего 5 и нижнего 9. Радиатор тракторного типа, сварной конструкции, его сердцевина состоит из стальных оребренных овальных трубок S. Сердцевина и маслосборники крепятся к трубчатым стойкам 2 и 7. К стойке 2 приварен маслоподводящий штуцер 1, а к нижнему маслосборнику - отводящий штуцер 11. Отверстие на стойке 2, закрытое пробкой 3, служит для соединения внутреннего пространства радиатора с наружной атмосферой при сливе масла из картера двигателя и радиатора.
Масляные охладители

Рис. 144. Масляный радиатор: 1 и 11 - ыаслоподводящий и отводящие штуцера, 2 и 7 - стойки, 3 - пробка, 4, t и 10 - кронштейны, 5 и 9 - маслосборники, 8 - трубки

Масляный радиатор устанавливают на двигателе впереди водяного радиатора и прикрепляют к его стойкам с помощью кронштейнов 4, 6 и 10.

Масло из фильтра грубой очистки поступает в масляный радиатор через подводящий штуцер и полую стойку 7, проходит по трубкам и отводится обратно из нижнего бачка. Вентилятор, приводимый в движение от коленчатого вала двигателя, обдувает воздухом трубки и охлаждает находящееся в них масло. Масляные радиаторы обычно снабжаются клапаном - термостатом, который при низкой температуре циркулирующего масла при пуске двигателя открывается и направляет масло в главную магистраль, минуя радиатор.

Еще по теме

  • Примеры выполнения механизмов газораспределения
    Рассмотрим устройство и схему работы быстроходного четырехтактного двигателя с нижним расположением распределительного вала (рис. 49). Клапаны 13 пружиной 14 прижимаются к гнездам в головке. Толкатели 2 опираются на кулачки распределительного вала 1. Если толкатель расположен на цилиндрической части кулачка, то клапан закрыт. Шестерня 5 коленчатого вала входит в зацепление с[..]
  • Кривошипно-шатунный механизм
    Кривошипно-шатунный механизм, или механизм движения двигателя, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала и состоит из поршневой группы (поршень с поршневыми кольцами и поршневой палец), шатуна (иногда имеются крейцкопф и шток), коленчатого вала и маховика. Если у двигателя имеются крейцкопф и шток, то боковое давление воспринимается[..]
  • Водяные насосы
    Водяные насосы сообщают необходимую скорость движения охлаждающей жидкости в жидкостных системах охлаждения с принудительной циркуляцией и разделяются на центробежные, водокольце-вые, поршневые и коловратные. Наиболее широко распространены насосы первых двух типов. Центробежные насосы (рис. 146) применяют для замкнутых систем охлаждения. Вода поступает по входному патрубку 1 к центру крыльчатки 19, которая[..]