Реактивные масляные центрифуги

09/09/2011 в 11:28

На многих двигателях для тонкой очистки масла устанавливают реактивную масляную центрифугу, которая хорошо отбирает из масла абразивные частицы, снижает износ основных трущихся деталей двигателя примерно в два раза, увеличивает срок использования картерного масла. Масляные центрифуги значительно выгоднее сменных картонных фильтров ДАСФО, работающих неравномерно и часто неудовлетворительно.

В основу движения масляной центрифуги положен реактивный принцип действия. В результате истечения масла через сопла на ротор действуют реактивные силы, вызывающие его вращение в направлении, противоположном истечению масла, с частотой свыше 5 000 об/мин.

Основная часть центрифуги (рис. 141) - ротор, состоящий из корпуса 13 и крышки 12 и свободно вращающийся на вертикальной оси 17, которая закреплена в корпусе 1 центрифуги на двух подшипниках скольжения 7 и 15 и упорном шарикоподшипнике 16. Ротор выполнен из алюминиевого сплава. В нижнюю часть корпуса ротора ввернуты форсунки с калиброванными отверстиями - соплами 14, которые сообщаются с помощью каналов и двух маслозаборных трубок 9 с внутренней полостью ротера.

Реактивные масляные центрифуги

Рис. 141. Реактивная масляная центрифуга: 1 - корпус центрифуги, 2 - гайка, 3 - прокладки, 4, 12 и 13 - болт, крышка и корпус ротора, 5 - плавающая шайба, 6 - крышка центрифуги, 7 и 15 - подшипники скольжения, 8 - отражатель, 9 - маслозаборная трубка, 10 - отверстие в оси ротора, 11- маслоподводя-щий канал, 14 - сопло, 16 - шарикоподшипник, 17 - ось

Центрифуга работает следующим образом. Нагнетаемое насосом масло разветвляется на два параллельных потока, один из которых идет к фильтру грубой очистки, а другой - к центрифуге. Здесь масло под давлением около 0,6 МПа поступает по маслоподводящему каналу 11 в оси внутрь ротора, где и очищается от грязи. Процесс центробежной очистки заключается в непрерывном удалении из масла содержащихся в нем механических примесей. Взвешенные в масле твердые частицы, плотность которых превышает плотность масла, под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора с маслом, отбрасываются на внутренние стенки ротора, где и скапливаются в виде плотного осадка. Очищенное масло из ротора через маслозаборные трубки и сопла вытекает наружу и попадает в картер дизеля. Ротор центрифуги периодически очищают от накопившегося осадка.

Нижняя шейка оси ротора имеет несколько больший диаметр, чем верхняя. Вследствие разности между площадями поперечных сечений нижней и верхней шеек при нормальном давлении масла в роторе возникает сила, направленная вверх. Эта сила уравновешивает массу ротора и содержащееся в нем масло. Ротор как бы всплывает всерх и не оказывает осерого давления на подшипники, что значительно уменьшает трение и износ сопряженных деталей. Для ограничения подъема ротора предусмотрена плавающая шайба 5, упирающаяся в головку болта 4. Крышка 6 центрифуги предохраняет ротор и сливающееся в картер масло от попадания грязи извне.

Характерная особенность центробежной очистки масла - хорошее осаждение металлических и неорганических примесей. Под действием центробежной силы даже мелкие частицы (размером 1 мкм и меньше) выделяются из масла. В первую очередь из масла удаляются крупные абразивные частицы, вызывающие наибольший износ деталей двигателя.

Степень очистки масла в центрифуге зависит от частоты вращения ротора, плотности, размеров частиц и вязкости масла. Частота вращения ротора меняется при изменении давления в системе смазки и вязкости масла. Вязкость масла в свою очередь зависит от его температуры. Чем ниже давление масла и его температура, тем меньше частота вращения ротора. Таким образом, вязкость масла существенно влияет на полноту осаждения примесей - при ее увеличении очистка масла ухудшается.

На многих двигателях устанавливают так называемые полнопоточные центрифуги. В них очищается весь поток масла, нагнетаемый насосом в систему смазки.

Еще по теме

  • Нагнетатели для продувки и наддува
    Мощность дизеля можно повысить не только путем изменения конструктивных параметров и форсирования его по частоте вращения, но и увеличив заряд воздуха, поступающего в цилиндр. Последнее можно осуществить двумя способами: путем дозарядки и наддува. При дозарядке заряд воздуха увеличивают, не используя воздух высокого давления. Например, при продувке камеры сгорания в четырехтактных[..]
  • Система зажигания от магнето
    Магнето предназначено для создания между электродами свечи зажигания электрической искры высокого напряжения, которая воспламеняет рабочую смесь в цилиндрах двигателя. Магнето работает без постороннего источника тока и представляет собой самостоятельный прибор, объединяющий генератор переменного тока низкого напряжения (источник тока) и трансформатор тока высокого напряжения (катушку зажигания). Магнето применяются правого и левого[..]
  • Пуск вспомогательным карбюраторным двигателем
    Вспомогательные карбюраторные двигатели в качестве пусковых особенно широко применяют на тракторных двигателях. Их устанавливают на блоке основного двигателя и включают в работу только в период пуска. Пусковые двигатели имеют не более двух цилиндров, причем одноцилиндровые выполняют обычно двухтактными, а двухцилиндровые - четырехтактными. На рис. 151 показан двухтактный пусковой карбюраторный двигатель[..]