Смазочные материалы для двигателей внутреннего сгорания

31/08/2011 в 15:15

В настоящее время для двигателей внутреннего сгорания применяют масла с присадками. Присадками называют сложные соединения, которые добавляют к моторным маслам для улучшения их эксплуатационных свойств.

По действию на смазочные масла присадки разделяют на следующие группы:

вязкостные или загущающие- улучшающие вязкостно-температурные свойства и повышающие вязкость масел; моющие - предотвращающие образование на деталях двигателя нагаров, лаков и осадков; антикоррозионные - понижающие коррозионный износ деталей; антиокислительные - тормозящие накопление кислых веществ в масле; противоизносные - улучшающие смазочные свойства и предохраняющие трущиеся детали от повышенных износов; противопенные - предотвращающие вспенивание масел при циркуляции в масляной системе двигателя; многофункциональные - улучшающие некоторые эксплуатационные свойства масел (моющие, антикоррозионные, антиокислительные). Классификация моторных масел осуществляется в соответствии с ГОСТ 17479-72, который распространяется на масла с присадками, используемые для смазывания двигателей внутреннего сгорания широкого применения.

В зависимости от области применения моторных масел установлены следующие группы по эксплуатационным свойствам: А, Б, В, Г, Д, Е. Моторные масла групп А, Б, В, Г предназначены для карбюраторных и дизельных двигателей (А - нефорсированных, Б - малофорсированных, В - среднефорсированных, Г - высокофорсированных), групп Д и Е - только для дизелей (Д - для высокофорсированных, работающих в тяжелых условиях, Е - для дизелей с малой частотой вращения, работающих на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5%).

Масла, используемые в карбюраторных двигателях, имеют индекс 1, а в дизельных двигателях - 2. В обозначении марки масла М-10Ва буква М означает моторное масло, число 10 - уровень вязкости при 100° С в сантистоксах, буква В с индексом 2 - масло, относящееся к группе В и предназначенное для смазывания среднефорсированных дизелей. В обозначении марки масла М-63110Г1 цифра 6 означает класс вязкости масла, у которого величина вязкости при -18° С находится в пределах 2600-10 400 сСт, буква з в индексе - масло, содержащее загущающие (вязкостные) присадки и используемые в качестве как зимнего, так и всесезонного, число 10 - уровень вязкости при 100° С в сантистоксах, буква Г с индексом 1 - масло, относящееся к группе Г и предназначенное для смазывания высокофорсированных карбюраторных двигателей. В обозначении марки масла М-4318Ва цифра 4 означает класс вязкости масла, у которого величина вязкости при -18° С находится в пределах 1300-2600 сСт. Значение остальных букв и цифр рассмотрено выше.

Масла моторные автомобильные для карбюраторных двигателей. Выпускаются следующие марки автомобильных масел: М-8А, М-8Б6 М-8В6 М-8Г, М-6Я110Г, М-12Г.
Масло М-8А имеет небольшое количество комплексной присадки и используется в нефорсированных автомобильных двигателях старых моделей.

Масло М-8БХ обладает лучшими эксплуатационными свойствами, чем масло М-8А,, и применяется для смазывания карбюраторных малофорсированных двигателей.

Масло М-8ВХ используется для смазывания среднефорсированных карбюраторных двигателей и является наиболее перспективным автомобильным маслом, поскольку не требует смены при пробеге автомобиля не менее 10 тыс. км. Наличие в масле композиции присадок обеспечивает сохранность двигателя и незначительное отложение нагара.

Масла группы Гх-М-8ГХ (зимнее), М-68110Гп (всесезонное) и М-12ГХ (летнее) содержат 10% эффективных присадок и предназначены для смазывания высокофорсированных карбюраторных двигателей легковых автомобилей «Волга» ГАЗ-24, «Жигули» различных модификаций, «Москвич» 412.

Высокие эксплуатационные свойства моторных масел группы Г резко снижают количество нагаров и отложений на цилиндро-порш-невой группе и уменьшают износ деталей двигателя. Хорошие вязкостно-температурные свойства зимнего и всесезонного масла обеспечивают легкий запуск двигателей в холодное время года.

Масла моторные для автотракторных дизелей. Для этих дизелей выпускают следующие марки масел: М-8В2, М-10В2, М-8Г2, М-10Гг, М-8Г2к, М-10Г2к. Масла М-8В2 и М-10В2 имеют в своем составе до 7-8% присадок, обеспечивающих хорошие моющие, антикоррозионные, антиокислительные и противоизносные свойства, и используются в среднефорсированных тракторных и комбайновых двигателях Д-22, Д37М, Д37Е, Д-50, СМД-7, СМД-14, СМД-15, А-41, Д-108, Д-180, а также в среднефорсированных автомобильных двигателях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-240 и др.

В масла для высокофорсированных двигателей группы Г добавляют до 14% присадок, обеспечивающих чистоту цилиндро-поршневой группы и незначительный износ трущихся поверхностей деталей двигателя.

Масла М-8Г2 (зимнее) и М-10Г2 (летнее) предназначены для работы в высокофорсированных тракторных и комбайновых двигателях СМД-17К, СМД-18К, СМД-60, СМД-62, СМД-64, Д-130, Д-144, Д-240 и других, а также в автомобильных двигателях ЯМЗ-240Н.

Для высокофорсированных двигателей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240 тракторов К-700 и К-701 выпускают масла М-8Г2к и М-10Г2к. Дополнительная буква к в маркировке означает, что масла применяют для работы в форсированных дизельных двигателях. При работе двигателей на этих маслах снижается в полтора раза количество отложений на поршневой группе по сравнению с другими маслами группы Г. Эти масла используются также и в двигателях ЯМЗ-740 автомобилей КамАЗ.

Масла для тихоходных дизелей. Для тихоходных дизелей Д16, 5120, 4Д 36150 и других выпускают моторные масла Т без присадки и с присадкой ЦИАТИМ-339. Вязкость этих масел при 50° С находится в пределах 62-68 сСт, температура вспышки не ниже 205° С, а застывания около 0° С.

Еще по теме

  • Техническое обслуживание ТО-3
    Очистительно-моечные операции. Удаляют шлам и иакипь из системы охлаждения. Очищают и промывают форсунки со снятием распылителей, фильтр-отстойник и фильтр заливной горловины топливного бака пускового двигателя, карбюратор пускового двигателя и его топ-ливоподводящий штуцер. Промывают корпус фильтра тонкой очистки топлива и при необходимости заменяют фильтрующие элементы. Через одно ТО-3 (1920 мото-ч) очищают[..]
  • Топливоподкачивающие насосы
    Топливоподкачивающий насос предназначен для перекачивания топлива из бака и подачи его к топливному насосу дизеля под повышенным давлением, достаточным для преодоления сопротивления трубопроводов низкого давления и фильтров и обеспечения нормальной работы топливного насоса высокого давления. Повышенное давление топлива препятствует выделению из него пузырьков воздуха, который может привести к нарушению подачи[..]
  • Системы впуска воздуха и горючей смеси и выпуска отработавших газов
    Подвод воздуха в цилиндры дизелей и газовых двигателей осуществляется с помощью системы впуска, которая состоит из воздухоочистителей, глушителей шума впуска, нагнетателей для продувки и наддува, охладителей наддувочного воздуха, впускных трубопроводов или ресивера. Двухтактные двигатели не имеют впускных трубопроводов, воздух поступает в ресивер, который располагается в полостях блока или выполняется в[..]