Техническое обслуживание смазочной системы

28/08/2011 в 12:42

Показателями технического состояния смазочной системы двигателя являются давление масла в магистрали и его температура, которые должны постоянно контролироваться машинистом, управляющим двигателем. Однако правильная оценка давления и температуры масла возможна только при исправном состоянии манометра и термометра, установленных на двигателе. Поэтому необходимо следить за состоянием указанных приборов и систематически проверять правильность их показания, сравнивая с контрольными.

На давление и температуру масла также оказывает влияние степень изношенности кривошипно-шатунного механизма, состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режим двигателя и сорт применяемого масла.

Наиболее частые причины пониженного давления масла в масляной магистрали - большой износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, низкая производительность масляного насоса, износ или разрегулировка сливного или предохранительного клапанов. При этом ухудшается фильтрация масла в центрифуге. В случае неисправности перепускного клапана в магистраль двигателя направляется неочищенное масло, которое вызывает повышенный износ деталей двигателя. Интенсивное изнашивание двигателя происходит также при сильном загрязнении или неисправности масляных фильтров. Следовательно, в смазочной системе двигателя нужно периодически проверять правильность показаний масляного манометра и термометра, производительность масляного насоса, давление открытия клапанов, частоту вращения ротора центрифуги и состояние фильтрующих элементов очистки масла.

Одним из главных показателей работы смазочной системы является качество находящегося в картере двигателя моторного масла, которое по мере работы двигателя постоянно ухудшает свои свойства. Своевременная смена картерного масла - важнейший фактор бесперебойной и длительной работы двигателя.

К основным операциям технического обслуживания смазочной системы двигателя относят промывку и проверку фильтра грубой очистки, замену сменного фильтрующего элемента тонкой очистки, очистку и проверку работоспособности реактивной масляной центрифуги, замену картерного масла и промывку смазочной системы, проверку производительности масляного насоса и регулировку клапанов смазочной системы.

Промывка и проверка фильтра грубой очистки масла. Очищают от грязи наружную поверхность колпаков и корпуса фильтров. Отвинчивают сливные пробки, сливают масло и снимают колпак фильтра грубой очистки. Вынимают фильтрующие элементы, закрывают заглушками каналы в камере корпуса фильтров и промывают внутреннюю полость корпуса керосином. Очищают и промывают капроновой или щетинной щеткой фильтрующие элементы. Осматривают состояние навивки фильтрующих элементов. Поврежденную навивку фильтра запаивают, общая площадь пайки не должна превышать 10 см2 на элемент.

При проверке пропускной способности фильтрующих элементов закрывают пробками снизу и сверху отверстия и погружают элементы в дизельное топливо. При этом верхняя кромка наружного элемента должна находиться выше уровня топлива на 4-5 мм, а внутренний элемент погружают до верхней кромки цилиндрической поверхности. Измеряют время заполнения каждой секции дизельным топливом до уровня, отстоящего от верхней кромки на 50 мм.

Время заполнения каждого элемента топливом должно находиться в допустимых пределах. Например, для тракторных двигателей оно составляет 20-40 с, предельное 100 с.

Техническое обслуживание реактивной масляной центрифуги.

Очищают и снимают колпак и осматривают наружную поверхность ротора, которая должна быть чистой. Разбирают ротор и очищают деревянной лопаткой внутреннюю полость крышки ротора от отложений. Промывают все детали ротора, кроме крышки, керосином или дизельным топливом. Внутреннюю полость крышки ротора промывать не следует, поскольку к ней хуже будут приставать отложения.

Осматривают сопловые отверстия и при необходимости прочищают их медной или латунной проволокой и продувают сжатым воздухом. Проверяют состояние прокладок и собирают ротор, закрепляют на оси и убеждаются в легком его вращении от руки.

После выполнения технического обслуживания центрифуги производят проверку частоты вращения ротора на работающем двигателе с помощью специального вибрационного прибора. При отсутствии этого прибора частоту вращения ротора центрифуги определяют по продолжительности вращения ротора после остановки двигателя. Исправный ротор должен вращаться определенное время после остановки двигателя.

Замена картерного масла. Масло из смазочной системы сливают сразу после остановки двигателя в специальную посуду. Затем промывают фильтры грубой очистки масла и ротор реактивной масляной центрифуги. Далее промывают смазочную систему двигателя промывочной жидкостью, в качестве которой применяют маловязкие масла, смеси масел с дизельным топливом, дизельное топливо или другие жидкости.

Для промывки смазочной системы используют специальные промывочные приспособления и аппараты, которые многократно в течение 15-20 мин перекачивают промывочную жидкость через полость картера двигателя и масляный радиатор. После промывки смазочной системы в картер двигателя заливают свежее моторное масло.

Проверку производительности масляного насоса и регулировку клапанов смазочной системы производят на специальном стенде совместно с проверкой работы масляных фильтров и манометров.

Еще по теме

  • Воздухоочистители
    Воздухоочистители предназначены для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли, которая увеличивает износ его трущихся поверхностей. В результате опытов установлено, что 30-40 г пыли, попавшей в двигатель, выводят из строя поршневую группу. Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания разделяют на четыре группы: инерционно-масляные, с сухими фильтрующими элементами, инерционно-центробежные и комбинированные. В инерционно-масляных[..]
  • Пуск сжатым воздухом
    Пуск сжатым воздухом широко применяют для дизельных двигателей. Дизели большой мощности запускают только этим способом. Различают два вида пуска сжатым воздухом: с баллонами низкого давления (3-6 МПа) и баллонами высокого давления (15-20 МПа). В первом случае при поступлении воздуха из баллона в цилиндры дизеля, как правило, не требуется понижать давление[..]
  • Ежесменное техническое обслуживание
    Контрольно-диагностические операции. Проверяют общее состояние двигателя путем осмотра и прослушивания и работу контрольно-измерительных приборов. После остановки двигателя сразу же проверяют на слух работу реактивной масляной центрифуги, а также работу турбокомпрессора: нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита. Устраняют все неисправности, обнаруженные при осмотре и во время работы двигателя,[..]