Виды смазочных систем двигателей

17/09/2011 в 10:36

Смазочная система двигателя служит для непрерывной подачи моторного масла ко всем трущимся поверхностям сопряженных пар деталей двигателя с целью уменьшения работы трения, повышения износостойкости деталей и их охлаждения. По способу подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя смазочные системы разделяют на принудительные, с разбрызгиванием и смешанные (комбинированные).

В принудительных смазочных системах трущиеся детали двигателя смазываются под давлением, создаваемым насосом. Масляный насос заставляет масло беспрерывно циркулировать в системе. В большинстве современных двигателей смазка производится принудительно по циркуляционной системе. К принудительной системе относят также смазку с дозированной подачей масла смазочными насосами высокого давления.

Смазочная система разбрызгиванием самая простая. Масло из картера разбрызгивается специальными черпачками, имеющимися на нижних головках шатунов. При этом образуются мельчайшие капельки масла, которые оседают на всех деталях двигателя, расположенных в полости картера, и смазывают их. Стекающее с деталей масло скапливается в нижней части картера и опять разбрызгивается черпачком. Смазочная система, при которой все детали двигателя смазывались бы только разбрызгиванием, в настоящее время не применяется.

Смешанная смазочная система (циркуляционная под давлением и разбрызгиванием) чаще всего применяется в современных двигателях. При этой системе принудительно, как правило, смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, приводы вспомогательных агрегатов и иногда поршневая головка шатуна. Разбрызгиванием, т. е. маслом, вытекающим из коренных и шатунных подшипников, смазываются гильза цилиндра, поршень, поршневые кольца и другие детали.

В смешанную смазочную систему входят следующие элементы:

насос, подающий масло для смазки основных трущихся деталей; фильтры грубой очистки, в которых масло, поступающее на смазку деталей двигателя, очищается от грубых примесей; фильтры тонкой очистки, в которых часть подаваемого насосом масла очищается от мельчайших абразивных частиц и продуктов окисления масла; масляные холодильники или радиаторы, служащие для охлаждения масла; редукционные устройства, обеспечивающие регулирование давления масла в системе; маслопроводы и масляные каналы внутри двигателя, служащие для подвода масла к основным элементам смазочной системы и смазываемым деталям двигателя; контрольные приборы для измерения давления масла (манометры) и температуры (термометры); маслосборник для сбора масла, из которого масло вновь забирается и направляется насосом в смазочную систему. Обычно основным маслосборником является поддон или масляный картер; магистраль, состоящая из разветвленной системы каналов и маслопроводов, подводящих масло ко всем поверхностям трения. На рис. 133 показана схема смешанной смазочной системы дизеля. При работе дизеля масло из картера через приемный сетчатый фильтр И засасывается насосом 10 и затем нагнетается в масляный фильтр грубой очистки 8, через который проходит все подаваемое насосом масло. Часть масла направляется к фильтру тонкой очистки 5 и после отфильтровывания стекает в картер. От фильтра грубой очистки масло направляется в холодильник 9, где охлаждается, и затем поступает в главную масляную магистраль дизеля. Из магистрали масло направляется к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них по сверленым каналам в коленчатом валу - к шатунным подшипникам. От подшипников по каналу в шатуне масло поступает к поршневому пальцу.

Виды смазочных систем двигателей

Рис. 133. Схема смешанной смазочной системы; 1 - центробежный регулятор, 2 и 4 - масленки, 3 - вспомогательные механизмы, 5 и 8 - фильтры тонкой и грубой очистки, 6 и 10 - масляные насосы, 7 - манометры, 9 - холодильник, 11 - приемный фильтр, 12 и 13 - редукционный и перепускной клапаны

По каналам, просверленным в перегородках блока, и маслопроводам масло подводится к центробежному регулятору 1, шейкам распределительного вала и другим вспомогательным механизмам 3. Редукционный клапан 12 при чрезмерном повышении давления масла (например, при пуске холодного двигателя) перепускает часть масла обратно в картер. Перепускной клапан 13 поддерживает заданное давление в главной масляной магистрали, перепуская избыток масла в картер.

Ручной насос 6 служит для прокачки масляной системы дизеля перед пуском. Горячее масло из подшипников коленчатого и распределительных валов, со стенок поршневой группы и других деталей сливается в картер, откуда насосом 10 снова нагнетается в систему смазки.

Двигатели, у которых запас масла, необходимый для нормальной работы, находится непосредственно в поддоне, называются двигателями с мокрым картером. Недостаток такой конструкции заключается в том, что при наклоне двигателя масло в картере стекает в одну сторону. У двигателей с сухим картером масло из поддона отсасывается насосами в бак, стоящий отдельно. Сухие картеры применяют главным образом для двигателей, подвергающихся при работе значительным наклонам, например для некоторых судовых дизелей.

Еще по теме

  • Типы и основные параметры поршневых двигателей
    В настоящее время заводы выпускают большое количество разнообразных двигателей внутреннего сгорания. Разработан перспективный план развития отечественного дизелестроения, который предусматривает значительное снижение себестоимости производства при по-гышении серийности выпуска и более широкой специализации дизе-лестроительных заводов. По числу и расположению цилиндров дизели каждого типа разделяются на модели. Каждая модель может быть выполнена в[..]
  • Типы механизмов газораспределения
    Механизм газораспределения обеспечивает наполнение цилиндров свежей порцией горючей смеси или воздуха и очистку их ст продуктов сгорания. Основными частями механизма газораспределения четырехтактных двигателей являются впускные и выпускные клапаны, клапанные рычаги и толкатели, распределительный вал и его привод. У двухтактных двигателей в состав механизма газораспределения в большинстве случаев входят впускные (продувочные)[..]
  • Главная дозирующая система карбюратора
    Главная дозирующая система карбюратора служит для автоматического корректирования состава горючей смеси или компенсации смеси, т. е. для автоматического обеднения горючей смеси по мере увеличения разрежения в диффузоре. Применяют следующие компенсационные системы: с пневматическим торможением топлива, компенсационным жиклером, регулированием разрежения в диффузоре и регулированием проходного сечения жиклера. Система с пневматическим торможением[..]